Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 2 января 2012 г.

Берегиня (Храму с. Овчинино)


Берегиня, с. Овчинино
Храмам Владимирской и Московской области посвящается.
  
    Эта история произошла в 1996 году. В то время, православных храмов подмосковной глубинки ещё не коснулась рука наших бывших соотечественников из Средней Азии. Храмы были очень интересны, поскольку обнажали своё нутро, были доступны и рады любому посетителю, даже неверующему безбожнику.


с. Овчинино. Церковь Николая Чудотворца


   Первые мои поездки по окрестностям Покровского и Киржачского районов Владимирской области начинались с изучения карты масштаба 1:2000 00. Это соотношение означает, что расстоянию 1 см между двумя точками на карте соответствует 2 км на местности. На картах топосъёмки 1976-80 годов  православные храмы обозначены крестиками.
   Расстояния я намеревался преодолевать большие, до 100 км в день на велосипеде.  Велосипед у меня был обычный - дорожный с одной скоростью.
  Мои маршруты разбивалась на несколько зон. Первая зона - от урочища Кавелина (речка Большая Дубна) до села Санино,  расположившегося на большаке соединяющего древний город Киржач с одноимённой деревней на Горьковском шоссе, вторая зона - от села Санино до реки Киржач, и третья от реки Киржач до большака соединяющего города Покров и Киржач.
   Конечно, у меня были поездки и подальше,  до самих городов Киржач и Покров, включая их окрестности.


Вид на с. Овчинино
Вид  на с. Овчинино.

   
   Старые храмы,  вызывающие у меня интерес, находились именно в пределах этих зон, а сами зоны представлялись мне границами уникальных природных образований  - урочищ, торфяников, болот, лесов и прекрасных рек, таких как Киржач, Шередарь, Мысовка, Шерна. Поскольку эти земли в древности были заселены финским племенем мЕря и мЕщера, то и названия многих мест и рек уходят корнями к топонимам этих народов.
  Фотоаппарат - это окно в мир, уникальный способ всматриваться и замечать интересные, малозаметные детали. Вообще, фотоаппарат приучает пытливого человека видеть мир несколько иначе, толкая его на поиск оригинальных ракурсов, сюжетов и цветовых сочетаний. Поэтому, моей задачей всегда был поиск красивых пейзажей, интересных природных форм и деревенской архитектуры (наличники, коньки, полотенца).


Храм Николая Чудотворца в с. Овчинино 
  

   Село Овчинино некогда было развитым и богатым селом, поскольку  до начала 20 века располагалось на большаке соединяющим города Покров и Киржач. Оба эти города, каждый в своё время, были уездными. Значение уездного города, помимо числа жителей и купцов, ещё определялось коммуникациями - дорогами. До прокладки Владимирского тракта и железной дороги, построенной во второй половине 19-го века, основным торговым путём из Москвы во Владимир и далее в Сибирь, был Стромынский тракт. Проходил этот тракт по нынешнему Щелковскому шоссе через д. Стромынь, города Киржач, современный Кольчугино (к кольчугам не имеет никакого отношения), Юрьев Польский (к полякам также не имеет никакого отношения, иначе - Юрьев на Ополье) и Владимир. С развитием Владимирского тракта права уездного города, от города Киржач, перешли городу Покров, а уже с развитием железной дороги районным городом стало село и станция Петушки.
    На берегах реки Киржач и по большаку соединяющему два старинных города, осталось несколько полуразрушенных православных храмов, среди которых был и храм Николая Чудотворца в селе Овчинино. Замечу, что все храмы в этом районе были построены в начале 19 века из кирпича, по типовым проектам. Поэтому,  многие из них являются близнецами. Например, храм в с. Овчинино похож на храм Николая Чудотворца в селе Житенино, которое исчезло в период укрупнения деревень в 30-х годах  XX века (Советское время).


Реконструкция храма в с. Овчинино
 
   Тогда стоял жаркий летний день. Преодолев долгий путь по лесным дорогам и тропам, переехав реку Киржач по мосту у деревни Финеево, и далее,  взяв курс на с. Овчинено, я через Цепнинские болота устремился к своей цели. Цепнинские болота меня интересовали на предмет возможной встречи с оленями, лосями и любой другой живностью.
 К селу Овчинино вели две просёлочные дороги, обе пересекали огромное поле. Я выбрал менее пыльную, как оказалось ведущую к пруду.  За полем виднелись сельские дома и торчащая колокольня храма.
 Сам храм выглядел нагим и покрасневшим из-за осыпавшейся побелки. У паперти рос куст бузины и красной смородины. Над входом сохранился жестяной козырёк с кованными витыми подпорками. Кое-где вокруг храма, в траве, виднелись расколотые и поваленные надгробные плиты из известняка и доломита. Это очередной раз говорило мне об утрате нашим народом культуры. Ведь настоящая культура народа передается не школой, не посредством сочинений А.С. Пушкина, а через предков, от бабушек и прадедушек с их бытом и традициями. Наш народ постоянно переселяемый и  уничтожаемый войнами, и революциями утратил свои корни, потеряв связь поколений. Поэтому и валяются на земле эти никому ненужные плиты чужих для нынешних селян могил.


с. Овчинино. На переднем плане, в траве, валяется
надгробный памятник.
  
   Купол храма был завален на бок, крест слетел, а в самом храме виднелись следы пожара -стены были обгоревшими. На месте алтаря кто-то из верующих поставил маленькую иконку, свечи и цветы. Внутри храма царила разруха и пустота. Я - человек неверующий, но во мне сквозила обида за утрату храма. Стяжки стен, оголенный кирпич, стропила, всё являло собой отпечаток (след) рук людей того далёкого времени (XIX век), их отношение к жизни и к вере.
   И как-то случайно, уже собравшись выйти из храма, я поднял глаза и увидел её - Берегиню.
  Её глаза смотрели на меня строго и внимательно. Не раздумывая я стал фотографировать чудом уцелевшую единственную во всём храме фреску. Но Берегиня просто так не отпустила меня, она заставила меня приезжать к себе каждый год. Фотоплёнки каким-то странным стечением обстоятельств, то засвечивались, то терялись. Через несколько лет появились цифровые камеры и только тогда мне удалось сохранить единственный её снимок, а через год храм начали восстанавливать. Это я почувствовал  по странному взгляду моей Берегини с заставки своего компьютера. Раньше она смотрела на меня совсем иначе, более отвлечённо, а теперь пристально и с чувством.
  С первой же возможностью я поехал в Овчинино и уже издали увидел храм в строительных лесах. Берегини там уже не было - стены внутри храма были оштукатурены.
  Она нашла свой приют на заставке моего компьютера и теперь в Интернете. Позже, в очередной свой проезд через Овчинино,  я передал строителям её изображение. Наивный. Церковь никогда не ценила творчество иконописцев и архитекторов. Даже фрески и иконы Андрея Рублёва замазывались без сожаления новыми церковными хозяевами под свои новые потребности (открыли А. Рублёва реставраторы). Только Культура всегда ценила и сохраняла великие творения разных веков и народов.

Больше в этом храме я никогда не был. И он меня не привлекает.


с. Овчинено. Берегиня. Земное языческое божество, олицетворение материнского начала природы (богиня земли и плодородия).



БЕРЕГИНЯ


Вела меня дорожка вдоль села
Через дворы зелёными садами,
Свернув на пруд, к погосту подвела
С разбитыми надгробными плитами.
Мои  мечты прервал нелепый вид -
Луга в цвету, шумят листвою рощи,
Под синим небом жизнь во всю кипит,
А у села - веков минувших "мощи".

От наготы краснел почивший храм,
Прижался к бузине, приняв объятья.
Повисший крест венчал вселенский срам
Не в силах снять безверия заклятья.
На стенах фрески съедены огнём,
Расшился купол, крыша обвалилась,
Но дух святой присутствовал во всём
И в уголке иконка приютилась.
Проникшись видом к паперти иду,
А сердцем, чувствую ещё кого-то, рядом.
Подняв глаза и шагу не ступлю,
Из арки лик удерживает взглядом...
* * *

Пылал осенний день вокруг села,
Белила пахли, храм сиял убранством.
Под куполом рука венцы вела
И наполнялась роспись божьим царством.
На пол ложились блики от стекла,
У батюшки слова лились басами,
По стенам жизнь библейская текла
И сам Господь парил над небесами.

Художник призадумался слегка
В душе лелея светлый лик богини.
Под таинством на кисть легла рука
И появился образ Берегини.
Знакомый контур, милые глаза
Воспел собой двукрылый небожитель,
Как будто отворились небеса,
Приняв его в священную обитель...
***

Стоит в венках омытый скорбью крест,
Щебечут птицы в тополиных кронах,
Как чёрною фатой невенчанных невест
Лоснятся ленты в вянущих бутонах.
Сдавила камнем горькая тоска.
Лишь Бог и храм спасенье и отрада.
Невидимой волной, от каждого мазка,
Вдруг, озарялась спящая лампада.
 * * *

Не мало лет с поры той утекло.
Легли на мир невежества пустыни.
Я шёл домой, неся в себе тепло
И тайный взгляд, подаренный Богиней.


(Михаил Грабовский 2006г)

1 комментарий:

  1. Благодарю автора за публикацию и интерес к истории Киржачского района. Побывала вчера в храме с. Овчинино. К сожалению, разрушение храма продолжается, сил на его восстановление не находится у людей.

    ОтветитьУдалить