Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 14 декабря 2019 г.

По Терскому берегу Белого моря

Так получилось, что за почти 12 лет ежегодных поездок в район Алакуртти, я практически не знал Мурманской области.
Летом 2019 года мне представилась возможность посетить некоторые интересные места этого замечательного заполярного Края. Конечно, благодаря директору ООО "Огни Кайрал" Глебову Александру Михайловичу.



КАНДАЛАКША


Вокзал


Как и в предыдущие годы - посадка в Москве на ночной поезд и через 32 часа пути по Ленинградской области и Карелии выход на перрон в Кандалакше.


Вокзал города Кандалакша. Вид на пути.
Станция Кандалакша. Вид на пути и здание вокзала. Фото 2019 г.


Вокзал города Кандалакша. Стоянка пассажирского поезда
Поезд Анапа-Мурманск в Кандалакше. Стоянка 20 минут. Перрон.



Первый раз я приехал в Кандалакшу в августе 1969 года. Проходит время, а виды все те же и кажется, что здесь ничего не меняется с годами. Разве что людей, наверное, было больше и по вечерам отсюда отправлялся пассажирский состав до ст. Алакуртти.


Здание вокзала Кандалакша. Вид на перрон
Здание вокзала Кандалакша. Вид на перрон.

Приветственный плакат на привокзальной площади в Кандалакше
Вокзал в Кандалакше. Приветственный плакат.



Кандалакша. Не часто можно услышать название этого города. Но каждый раз когда смотрю один из своих любимых кинофильмов "Достояние республики" упоминание об этом городе радует слух. Рядом с железнодорожной станцией "Полярный круг" проходит 66,5 параллель севернее которой начинается Заполярье и Кандалакша - первый заполярный город. Здесь бывает полярный день и полярная ночь. Например, с. Варзуга находится южнее полярного круга и там не бывает полярной ночи, но бывает полярный день.
В предыдущие годы я не задерживался в Кандалакше, брал такси и сразу ехал в Алакуртти. Но после знакомства с Глебовым А.М. началось моё знакомство с городом.


Закоулки города Кандалакша
Кандалакша. Южная окраина города близ устья реки Нива.




Устье р. Нива. Начало



Очень давно, в незапамятные времена у холодного моря, близ устьев рек организовывали свои стоянки саамы. С высоких скалистых берегов они наблюдали как дымка застилающая небо отражалась в зеркале морских вод, стирая горизонт, соединив невидимой нитью небо и море. Морская даль становилась белой. Это - Белое море.


Штиль на Белом море
Белое Море.

Древние люди уходили вслед за отступающим на Север ледником, подальше от войн и конфликтов. Зимой прибрежные воды холодного моря замерзали и бескрайняя прибрежная целина  уводила еще дальше на Север. Называли этот финский народ лопарями (самоназвание -саамы). В Финляндии, самая северная область так и называется Лапландия.


Терский берег Белого моря. Кандалакшский биосферный заповедник
Кандалакшский залив близ устья реки Нива. Путь к саамскому "вавилону".

Море кормило всех. Среди волн маячили головы нерп.  Во время нереста в реки шла семга. В прозрачных реках, среди гальки и валунов женщины собирали жемчужные раковины. Дичь и мелкий зверь были в этих местах лёгкой добычей первобытного охотника.
В древние времена в западной части Кандалакшского залива и в устье р. Поной имело место массовое скопление рыбы. Самым доступным орудием лова морской рыбы были каменные ловушки - лабиринты. По берегам Белого моря основная их масса обнаружена на Соловецких островах, небольшая группа имеется около г. Кандалакши и д. Умбы, а также в районе устья реки Поной. Все из известных лабиринтов являются каменными копиями ныне применяемых семужьих ловушек. Но некоторые из лабиринтов были сооружены значительно позднее монахами Соловецкого и Никольского монастырей.


Саамский Вавилон на кандалакшском берегу Белого моря.


Каменный Лабиринт "Вавилон"


Первыми кто из европейцев проник в земли саамов были норвежские мореплаватели и корелы (предки современных карел). Норвежцы на своих кораблях огибали мурманский полуостров (Кольский п-ов) и заходили в Белое море. Корелы в зимнее время пробирались на север по прибрежному льду замерзшего моря и меняли у саамов меха, тюлений жир, моржовый клык и красную рыбу на серебро и бытовую утварь.


Территории древней Норвегии
Норвежские земли до XV века. Кольский полуостров с Терским и Мурманским берегом никогда не принадлежал Новгороду. И только в 1595 году Тявзинский мирный договор установил приблизительные границы на крайнем севере до Варангер-фъёрда. Тогда весь Кольский полуостров уже принадлежал Московии.


Русская колонизация Белого моря в XIV-XVI веках


По всему беломорскому пути стали образовываться поселения карел. Многочисленные находки археологов (оружие, украшения) свидетельствуют об их присутствии в XI - ХII в. по терскому берегу вдоль водного торгового пути, ведущего на Мурманск. Предметы, связанные с пребыванием этого народа находят и на побережье Кандалакшского залива.
 Основу богатства правящей элиты карел давала меховая торговля. В своей торговле они ориентировались на Новгород, у которого перекупали зерно из Владимирского и Ростовского княжеств. Но уже в XIII веке промысловые запасы Белого моря значительно оскудели и рыбацкие суда  новгородцев устремились в Баренцево море к островам Шпицберген, Новая Земля, к Варангер - фьорду. В те времена и было основано в Кольском заливе поселение Кола.
Прибрежные саамы оттеснялись карелами и поморами в глубину континента, где единственным способом выживания аборигенов стало оленеводство.


Белое море. Береговой припай. В зимнее время весь Кандалакшский залив стянут льдом и только устье Варзуги доступно для швартовки кораблей.


Поскольку Кандалакшский залив находился западнее древнего торгового пути и прикрывался шхерами, то его побережья представляли интерес только для сборщиков дани. Европейцы, те вообще, до середины XVI века считали Кандалакшский залив Белым озером. Именно вдоль торговых путей и на узлах основных дорог основывались поселения, которые становились центрами меновой торговли. Только из-за удаленности устья реки Нива от водного пути новгородцев, поселения на ее берегах оставались девственными и не упоминаются в древних книгах. В «Актах Соловецкого монастыря» в двух томах, о Кандалакше лишь редкие упоминания. А вот о поселении в Порьей Губе, что недалеко от Кандалакши на восток – более десяти документов. О карело-поморском поселении Кереть – десятки.


Рыбные промыслы и солеварни Белого моря в XVI-XVII веках.


   В непосредственной близости от моря, по реке Нива располагались семейные общины прибрежных саамов. Большая часть их исторических памятников утрачено строительной и  хозяйственной деятельностью в Кандалакше. На левом берегу Нивы, где заканчивается Заречная улица находилась одна из стоянок времен неолита. При строительстве здесь рыбоводного завода были уничтожены последние следы одной из старейших стоянок первобытного человека.


Устье реки Нива. Кандалакша
Река Нива в своём устье перед впадением в Кандалакшский залив. Место древних саамских поселений. Фото июль 2019 г. 


Старое строение на берегу реки Нива. Вид на Белое море
Река Нива. Место впадения в Кандалакшский залив. Фото 2018 г.


Самым известным поселением на востоке терского берега Белого моря была Варзуга. Устье реки расположено напротив Онежской губы и отсюда корабли разворачивались на юг к Соловецкому архипелагу и к устью Двины.


Течения Белого моря определяли маршруты каботажного плавания поморов и освоение Терского берега. 


Норвежцы ревностно следили за побережьем Кольского полуострова. Дело в том, что по мирному договору с Новгородом на этих землях было запрещено обеим сторонам создавать свои поселения и тем более притеснять аборигенов. Новгород, Швеция и Дания имели право собирать здесь дань.
Пока на Белом море не появились православные монастыри никаких конфликтов между норвежцами и новгородцами не отмечено.
В XIV веке Новгородские наемники составили разбойничьи шайки за пределами Новгородской Земли под именем ушкуйников. В 1339 году их посылали на разорение карельской столицы  - город Корела, признавшую власть шведов. Сегодня, этот город расположенный на берегу Ладожского озера именуется Приозерском. Эти же "молодцы" насильно переселяли саамов с земель подконтрольных Швеции в земли подконтрольные Новгороду, для увеличения сбора дани.
В 1419 году монастырский погост Карельский на реке Варзуге, равно как и Никольский Карельский и Михаило-Архангельский монастыри, был сожжён  норвежцами по признанию нарушений ими договора.
В 1436 году монахами Зосимой, Савватием и Германом на островном архипелаге в Онежской губе основывается Соловецкий монастырь. Теперь морской путь большинства кораблей стал проходить с заходом на Соловки.
В начале XV века береговые морские промысловые угодья в Онежской губе и на карельском берегу, в том числе на Соловецких островах, принадлежали корелянке Ховре Тойвутовой, но в период 1447–1454 годов, эту огромную территорию она продала «за пол четверта рубля» посаднику новгородскому Дмитрию Васильевичу. После чего, в 60-е годы XV века, эти угодья были пожертвованы Соловецкому монастырю.
В 1469 году рыбные ловища, земли, акватории, лешей лес Терского берега «посадницей Марфой Борецкой» также были отписаны Соловецкому монастырю. С этого времени и многие варзужане, составляя завещания, стали отписывать свои владения «игумену и всем старцам Соловецкого монастыря».
К началу XVI века практически все земли вдоль Белого моря принадлежали православным монастырям.


Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Современная реконструкция 2005 г., построенного в 1526 году православного храма. Освещена архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном. Фото 2019г.


В результате обращения местных лопян в православие утрачивалось шведское и норвежское влияние в этих местах. Для окончательного закрепления за Московией территорий в северо-западной части Белого моря  на устье реки Нива было решено поставить церковь и основать монастырь.


Река Нива. Вид на Церковь Иоанна Предтечи
Река Нива. Вид на Церковь Иоанна Предтечи. Фото 2019г.


«Приехаша к Москве Поморцы и Лопяне с моря Окияна из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом государю и просили Антимиса и Священников церковь святити… и просветити их святым крещением…» (Ростовская летопись от 1526 года).
Население этих мест было смешанным и состояло из части осевших саамов, поморов и карел. Очевидно, что соловецкий монастырь владевший этими землями не желал тратиться на возведение местной церкви и монастыря.
Здесь надо отметить, что основу монашества составляли знатные и богатые в миру люди (князья, бояре, дети боярские). Деньги они считать умели, были достаточно образованы и не вкладывали средства в бесприбыльные предприятия. Монастыри же, выполнявшие миссионерские функции на спорных территориях, содержались государством, им предоставлялись беспрецедентные льготы. Соловецкий монастырь владел землями до Колы. Это был типичный феодал, на землях которого работали поморы, карелы и саамы, платя ему оброк и отрабатывая барщину.
Беломорские монастыри получили монопольное право варить соль, продажа которой  составляла значительную часть их доходов.
Пришло время и по указанию монахов Соловецкого монастыря, в Москву за деньгами, и за настоятелем будущего монастыря, были посланы представители местной православной общины поселения Кандалакша. Для большего колорита и убедительности в делегацию включили саамов.


Кандалакша. Памятник жертвам интервенции
Кандалакша. Памятник жертвам интервенции, поморское кладбище. Устье реки Нива. В этом месте в 1548 был основан Кандалакшский монастырь. 


Монастырь в поселении Кандалакша был основан св. Феодоритом Кольским, который и возглавлял его с 1548 по 1550 годы. Монастырю выделили морские тони, покосы, леса, варницы, речки Лувеньга, Колвица и треть реки Нивы. На монастырский землях (при монастыре) жило несколько десятков крестьян, которые работали на его промыслах. Крестьяне и послушники занимались рубкой леса, ловлей рыбы, охотой, солеварением.



Монастырский наволок-место бывшего Кандалакшского монастыря.


В записках голландского путешественника и торговца Симона ван Салингена «Сообщении о земле Лопии» есть запись о том, что в Кандалакше в 1568 году ему встретился Феодорит Кольский (1481-1571) – креститель лопи. Прп. Феодорит в конце своей жизни пребывал в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, откуда неоднократно ездил к крещённым им лопарям.
С 1568 года поселение Варзуга вошло в опричные земли Иоанна Грозного. Нежелание подчиняться новым законам подтолкнуло его жителей к конфликту с  двинским начальством. За  проявленную непокорность Варзуга была подвергнута правежу. Население, потеряв своё хозяйство ушло на запад к Кандалакше.


Поморский погост на берегу р. Нива. Фото 1887г.


Древний баркас на стоянке в устье Нивы
Древний баркас на стоянке в устье Нивы. "Стой! Охраняемый объект. Вход запрещён." - надпись на щите.


В 1552 году английское общество "Мистерия", в поисках нового пути в Китай и Индию через северные страны, снарядила три корабля. Лишь одно из трех судов - «Эдуард Благое предприятие» благополучно дошло до Белого моря, его капитан Ричард Ченслор встретился с Иваном Грозным, после чего были впервые установлены торгово-дипломатические отношения с Англией. С тех пор каждый год приходил в Россию большой караван английских кораблей с товарами. Главным приморским торговым городом сделались Холмогоры. Расцвет Холмогор приходится на конец XVII века, когда вся торговля России с Западной Европой шла через Архангельск. В Архангельске была устроена корабельная пристань и при ней таможенный двор.
Развитие торговли на Белом море способствовало освоению новых поселений русскими. Опричнина же Иоанна Грозного способствовала уходу людей от опричнины в земские земли. На этой волне и началось расширение поселения Кандалакша, о котором уже знали от местных карельских торговцев правители Швеции.


Рыбные промыслы поморов в Баренцевом море.


«В 1556 году лопари платят дань русскому царю, королю Датскому и королю Шведскому». Земли от западной до Русской Лапландии и Норвежского Финмарка были поделены еще в давние времена и имели установленный древними новгородскими князьями и норвежскими конунгами статус так называемой «двоеданности» Впоследствии эти земли стали «троеданными». Создавать здесь постоянные поселения и строить укрепления запрещалось текстами соответствующих договоров: «Ни мы, ни вы не должны сооружать укреплений ни в Русии, ни в Карелии».
Шведы недовольные расширением хозяйственной деятельностью московитов, в нарушение прежних договоров, в 1589 г. послали к берегам кандалакшского залива финский карательный отряд из Остерботнии. Тогда монастырь и его крестьянские дворы были сожжены финнами.
И.Ф. Ушаков «Кольская земля» так описывает это событие. «Ночью 23 мая 1589 года шведские войска подошли к Кандалакше. Окружив селение, они начали безжалостно истреблять всех жителей от мала до велика. Некоторые пытались переплыть через Ниву и скрыться в лесу, но тонули. Монастырь и крестьянские дворы были разграблены и сожжены…». Захватчики подвергли разгрому и погост Княжая Губа, приписанный Кандалакше.
К 1591 году заново отстроенный кандалакшский монастырь вновь сжигается шведской экспедицией.

 В 1595 году Тевзинский мирный договор со Швецией закрепил северные земли за Московией. Последующие разорения монастыря в Кандалакше касались диверсий врага в периоды ведения воин Московским государством.

По мере укрепления Русского государства и его границ, многие монастыри подверглись упразднению. Их содержание дорого обходилось государству.
В XVII веке в Кандалакшском монастыре сворачивается солеварный промысел: с появлением на рынке более дешёвой соли-пермянки, соль-морянка становится очень невыгодной.
В 1742 году «по скудости и неумению братии и служителей» монастырь был закрыт, два его храма превращены в приходские.
Для системного развития Северных земель и морей, поддержания единой хозяйственной деятельности, все эти земли были отнесены к Архангельской губернии.


1708г. Архангельская губерния Российской Империи.
С 1708г. Архангельская губерния Российской Империи. Кандалакша относилась к Кемскому уезду (Северная Карелия). Варзуга, наконец, отмежевалась от архангелогородцев и перешла к Александровскому уезду (Кольскому). Как видно на карте, Варангер-фьорд ещё не подарен Норвегии русским самодержцем (1825г).




Рождение города



С началом первой мировой войны союзниками Российской Империи были: Англия, Франция, США, Норвегия. Война требовала новых технологий, оборудования, сырья, которые можно было бы поставлять в Россию через северные моря. Царские министры приняли очень важное решение: построить военный порт для русского флота на случай войны в Мурманске и соединить его железнодорожной веткой хотя бы с Кандалакшским морским портом. В дальнейшем, планы были скорректированы и железная дорога соединила Мурманск с Петрозаводском и с ж.д. веткой Вологда-Архангельск. Во время Великой Отечественной войны реализация этого проекта оказала существенное влияние на ее итог.


Паровоз СО17-2874 у перрона вокзала г. Кандалакша
Паровоз СО17-2874 у перрона вокзала г. Кандалакша. Памятник железнодорожникам погибшим в годы Великой Отечественной войны (изготовлен на заводе в Улан-Удэ в 1948 году).


  

Кандалакша. 1916 год.


Для обеспечения работ по прокладке железной дороги требовалось 20 000 рабочих. Чтобы простимулировать приток рабочей силы на северную стройку, контрактные рабочие освобождались от мобилизации в армию. Но все равно желающих было мало. Шла война и 10 тысяч пленных австрийцев и немцев помогали решить проблему вместе с доставленными сюда китайцами-землекопами.
Общая стоимость дороги от Мурманска до Петрозаводска (длина 1054 км) составляла около 160 млн. золотых рублей. Начать строительство предполагалось летом 1915 года и закончить - осенью 1916 года.
 Лето 1915 года стало началом строительства и Кандалакшского морского порта. Таким образом, создались необходимые условия для разрастания поселка в город.


Кандалакшский порт. Краны
Кандалакшский порт. Фото 2019г.


Буксир "Верман" походит к причалу морского порта Кандалакша
Буксир "Верман" , р.н. М-40050  (произведён Гороховецким СЗ в 30.04.1985) подходит к причалу морского порта Кандалакша.  Фото 2019г.


Памятник советскому прошлому - Баркас "Дрейф" на берегу Нивы
Памятник советскому прошлому - Баркас "Дрейф".


Пирс с причалами катеров Кандалакшского Яхт-клуба
Пирс с причалами катеров Кандалакшского Яхт-клуба.


3 ноября 1916 года были уложены последние рельсы, но с весны 1917 года линия оказалась закрытой в связи с выявленными дефектами и необходимостью качественной доработки полотна.

После Октябрьской революции, в разгар гражданской войны, французские, английские и американские корабли в марте 1918 года высадили свой десант в Мурманске. По их заявлениям, они прибыли для оказания помощи земской управе в борьбе с немцами и привезли продукты и одежду. Появление интервентов в Кандалакше предполагало защиту города от белофиннов захвативших часть Карелии и создавшее карельское правительство в Ухте. С их помощью начались аресты большевиков и красных партизан. В Кандалакше прекратились агитационные митинги за советскую власть.


Кандалакша. Могила Гойко Томича, добровольца сербского корпуса
Могила Гойко Томича, добровольца сербского корпуса, охранявшего Мурманскую железную дорогу. Скончался от ран в 1918 году.


21 февраля 1920 года Красная Армия вошла в Мурманск и на Кольской земле была установлена Советская власть.
В 1925 году в Кандалакше был построен консервный завод. В 1930 году заработала первая турбина Нивской ГЭС. В поселке появились двухэтажные дома, улицы, клуб, поликлиника, школа. В 1936 году построен механический завод.
20 апреля 1938 года рабочему поселку Кандалакша Карельской АССР был присвоен статус города, а 29 мая город вошел в состав вновь образованной Мурманской области.



Кандалакша. Центральная площадь в воскресный день
Кандалакша. Центральная площадь в воскресный день. Здание администрации. Сердце Кандалакши. Танк-памятник Т 34-85. Фото 2019г.


Ещё в детстве, живя в пос. Алакуртти, меня восхищала северная природа этого края. Здесь высокие деревья большая редкость. Встречаются, конечно,  в лесах и крепкие кряжистые осины и сосны в два обхвата, но больше невысокие сосны и пикообразные ели. При этом, все леса довольно легко проходимы, если на пути не встречаются озера, глубокие прозрачные ручьи и каменные поля. Своеобразный пейзаж с переходом горных плато в долины рек и озер, каменных скалистых ущелий с водопадами в равнину с редкими сопками и ожерельем прозрачных озер.
Выезжая как-то с Александром Михайловичем из Кайрал в Кандалакшу мы не могли не остановиться на обочине шоссе. Наше внимание привлёк варварский способ расчистки придорожных кюветов от кустарника и деревьев. Навесной культиватор спецтехники перетирал живое дерево в щепу.  Какое должно быть отношение у людей к природе, выбравших подобные методы избавления от деревьев и выполняющих подобные указания? Мне кажется такие люди не чувствуют красоты и у них нет чувства прекрасного.


Варварский метод избавления от кустарника и деревьев на обочине шоссе Алакуртти-Кандалакша
Варварский метод избавления от кустарника и деревьев на обочине шоссе Алакуртти-Кандалакша. Фото 2019 г..




ТЕРСКИЙ БЕРЕГ



От Кандалакши начинается дорога ведущая до сел Варзуга и Кузомень, расположенных на реке Варзуга. Далее на восток по терскому берегу можно путешествовать на вездеходе, на самолете или на водном транспорте.


Лувеньга


Лувеньга. Берег Кандалакшского залива
Лувеньга. Берег Кандалакшского залива. Место расположения соляной варницы Кандалакшского монастыря. Фото 2019г..

Асфальтированное шоссе от Кандалакши то уводило вглубь материка, то вело вдоль берега моря. Первая остановка через 15 км в селе Лувеньга.
В 1542 году настоятель Соловецкого монастыря Досифей сообщает в поморской летописи: «… было великое трясение в трёх погостах: в Керети, Ковде и Кандалакше и до Умбы вёрст на 300 и боле горы и леса тряслись».
Вероятно, от происходивших в этих местах землетрясениях и получило село своё название от саамского слова «Лувае»- «встряхнуть».
 Кандалакшский монастырь, владевший этими землями, выпаривал в Лувеньге соль. В писцовой книге 1611 года сказано: «В речке в Лувонге на устье тонишко Лувонга… За монастырём же по морскому берегу… варница в Лувенской губе на наволоке (мысу), варница в Лувенской же губе в кути» (в окончании залива).  Царь Фёдор Иванович жалованной грамотой от 24 января 1592 года освободил Кандалакшский монастырь от взимания государственных пошлин «с соляных 4 варниц, с рыбных ловоль с 5 тонь да с речки Лувенги».


Берег Кандалакшского залива в Лувеньге
Берег Кандалакшского залива в Лувеньге.

Место под варницы было выбрано не случайно. К этому месту по речке Лувеньга к варницам сплавляли лес и усолье не испытывало недостатка в топливе.
Во время гражданской войны интервенты контролировали этот район не позволяя ни финнам ни большевикам взять его под свой контроль. Тогда в Лувеньге был организован красный (большевицкий) партизанский отряд. На уничтожение партизан был отправлен английский карательный отряд. Кто то из своих передал весточку в Лувеньгу о прибытии карательной экспедиции и партизаны на берегу устроили засаду.  23 сентября 1919 года на берегу залива партизаны из засады открыли огонь по интервентам. В ходе скоротечного боя их потери составили 12 солдат из 60-ти прибывших.


Лувеньга. Памятник победе красных партизан над интервентами в 1919 году
Берег Кандалакшского залива близ с. Лувеньга. Памятник победе красных партизан над интервентами в 1919 году.


Вид на Кандалакшский залив. Лувеньга
Вид на Кандалакшский залив. Лувеньга.


Стоял июль 2019 года. Некогда, еще в советское время, выпущенные мальки горбуши в реки Терского побережья освоились в этих местах и стали возвращаться в них на нерест. По берегам речки Лувеньга уже дежурили местные жители, вооружившись удочками с большими поплавками и приманкой из варёных креветок.


Рыбаки на р. Лувеньга ждут прихода из моря горбуши
Рыбаки на р. Лувеньга ждут прихода из моря горбуши. Фото 2019 год.




Колвица


По дороге на Умбу мы свернули к реке Колвица, благо шоссе проходило совсем рядом. Повсюду, как и в Лувенге народ стоял по берегам реки и ловил горбушу.


Река Колвица при впадении в Колвицкую губу
Река Колвица при впадении в Колвицкую губу. Поселение Колвица. Кандалакшане приехали на ловлю горбуши.


В XVII-м веке речные тони по реке Колвица принадлежали  Кандалакшскому монастырю, здесь же находились и соляные варницы. Монахи монастыря раз в два года отдавали промысел местным крестьянам за долю в их улове. После упразднения монастыря в 1742 году местные жители возможность бесконтрольного пользования ресурсами реки.
В 1894 году в селе появились предприимчивые карелы. Их рачительность в ведении хозяйства привело к разрастанию деревни. На Умбе и Муне ими был налажен промысел жемчуга перловок. Кроме рыболовства и добычи жемчуга, жители села занимались заготовкой леса у Колвицкого озера и охотой.


Рыбаки на мосту через р. Колвица
Рыбаки на мосту через р. Колвица. Ловля на удочку горбуши. Фото 2019г.


За Колвицей заканчивался Кандалакшский район и начинался Терский с районным центром в Умбе, точно также, как в древности, здесь заканчивались владения Кандалакшского монастыря и начинались земли Соловецкого.



Плакат о Терском районе
Сохранившийся фрагмент плаката на границе Терского района.





Умба (Лесной)



Погода стояла дождливая. Все гостиницы в Умбе были переполнены и остановиться здесь на сутки не представлялось возможным.
Дождь усиливался. Мы проехали почти весь поселок Умба и подъехали к мосту на "Правый берег" реки (в Старую Умбу).
Перед нами шли с хоругвями и иконами верующие местной православной общины. Оказывается в тот день, 12 июля, православные отмечали праздник в честь перенесения мощей святых апостолов Петра и Павла, которые были замучены в древнем Риме за Христову веру.


Мост через реку Умба. Ход православных верующих
Мост через реку Умба. Ход православных верующих в праздник Петра и Павла 12 июля 2019 г.


Улица Старой Умбы
Улица Старой Умбы. Фото 2019г



Поморское село Умба впервые упоминается в 1466 году. Это одно из старейших поморских поселений Кольского полуострова. Село было вотчиной Соловецкого монастыря, устроившего здесь в 1765 году церковь в честь Воскресения Христова.


Часовня Воскресения Христова в Старой Умбе
Часовня Воскресения Христова в Старой Умбе. Вид в сторону моря.



История Храма Воскресения Христова села Умба
История Храма Воскресения Христова села Умба

Часовня Воскресения Христова на месте прежнего храма в Старой Умбе
Часовня Воскресения Христова на месте прежнего храма в Старой Умбе. Фото 2019г.


Фотоснимки Старой Умбы начала XX века
Фотоснимки Старой Умбы начала XX века.


Название села и реки вероятно происходит от саамского "Умбозеро", что означает "закрытое озеро" (озеро обрамлённое хибинскими и ловозерскими горами и лесами). Самое первое поселение располагалось выше по течению, подальше от глаз проплывающих новгородских ушкуйников и шведских карательных экспедиций.
Кто такие поморы до сих пор нет четкого определения. Но очевидно, что еще в XI  веке люди смелы и находчивые, не желавшие попасть в кабалу к варягам-русам, взявшимся "собирать русские земли", уходили на Север. Свободолюбие, суровые условия труда и быта формировали их особую ментальность.



Старая Умба. Поморские дворы на берегу реки
Старая Умба. Поморские дворы на берегу реки.


Старая Умба. Прибрежные постройки
Старая Умба. Прибрежные постройки. Фото 2019г.


Обзорный краеведческий плакат перед мостом к Старой Умбе
Обзорный краеведческий плакат перед мостом к Старой Умбе.


Дождь моросил не переставая, усиливаясь временами до ливня.
С бетонного моста просматривалась вся акватория Умбской губы. Повсюду стояли машины и по берегам Умбы люди ловили горбушу. От моря в село приплывали отдельные лодки.


Умбская губа. Ловля горбуши по берегу реки
Умбская губа. Ловля горбуши по берегу реки.


Умба. Рыбаки прибывшие из разных мест ловят горбушу
Рыбаки прибывшие из разных мест ловят горбушу. 

На крючке. Умбская губа. Старая Умба
На крючке. Умбская губа. Старая Умба.


Вываживание горбуши на Умбе.
Вываживание горбуши на Умбе.


Встав позади рыбаков я стал наблюдать за происходившим действом. На каждый метр тони приходилось по одному человеку. Каждый жаждал своей добычи и находился в полном напряжении. Постоянно между участниками происходили перебранки из-за путающихся поплавков и лесок. Ну, а когда горбуша попадалась счастливчику на крючок, тут начиналось представление. Дело в том, что случались сходы рыбы с крючки и требовалось как можно быстрее выбросить ее на берег. Рыбак тащил рыбу к берегу длинным 4-х метровым удилищем, цепляя соседние и расталкивая соседей. Сыпался отборный мат, но "ничего личного".  Рыбаки понимающе спешно расступались, давая  счастливчику беспрепятственно вытащить улов на берег.


Терская горбуша. Умбская губа.
Терская горбуша. Умбская губа.


Ко второй половине дня у некоторых рыбаков обрывалась снасть, ломались удилища и они шли к своим машинам неся в руках полиэтиленовые пакеты набитые рыбой.


Авто "приделали ноги". Умба.
Авто "приделали ноги". Умба. Фото 2019г.

Следующая наша поездка по Терскому берегу имела целью на надувной лодке с мотором совершить переход от Кузомень до Чаваньги и обратно.





Кузомень



Чтобы совершить 60 км переход вдоль берега моря приходилось надеяться на удачу. Нужна была ясная маловетреная погода. Выезд планировался из Кайрал с заездом в Кандалакшу.
С утра мы проверили мотор и лодку сделав круг по озеру Куолаярви.


Кайралы. Подготовка к поездке в Кузомень
Кайралы. Подготовка к поездке в Кузомень. Июль 2019г.

У моста через перешеек стоял кунг ГАЗ-66 с финскими номерами.  Оказалось, что хозяином был наш соотечественник из Алакуртти, имевший второе гражданство Финляндии. На кунге он путешествовал по России. К машине были приложены умелые руки и она представляла собой жилой, удобный в эксплуатации вездеход-дом.


ГАЗ-66 кунг у моста через перешеек оз. Куолаярви
ГАЗ-66 кунг с финскими номерами путешествует по России. У моста через перешеек оз. Куолаярви. Фото 2019г.


Осмотр кунга на базе ГАЗ-66. Кайралы
Осмотр кунга на базе ГАЗ-66.

К обеду мы тронулись в путь.
Проезжая Кандалакшу мы заскочили в офис ООО "Огни Кайрал", который находится на Центральной Площади  города. Александр Михайлович должен был решить несколько важных дел по работе.


Кандалакша. Центральная Площадь. Офис ООО "Огни Кайрал"
Кандалакша. Центральная Площадь.


Ген. директор ООО "Огни Кайрал" Глебов Александр Михайлович
Кандалакшский офис ООО "Огни Кайрал". Глебов Александр Михайлович.

Но вот, все дела сделаны, все вопросы решены. Затариваемся продуктами в местной торговой сети "7-я", находящейся на площади и трогаемся в путь.
По пути, проезжая интересные места с привлекающими к себе внимание пейзажами, останавливались и любовались видами.


Остановка перед Кузрекой по дороге на Кузомень
Остановка перед Кузрекой по дороге на Кузомень. Терский берег. 

Дорога у с. Кузрека вела по террасе с который открывался вечерний вид на губу.


Село Кузрека. Вид на залив.
Село Кузрека. Вид на залив.

У Кашкаранцев открылся великолепный вид на вдающийся в море участок суши с расположившимся на нем поселением.


Терский берег. Кашкаранцы.
Терский берег. Кашкаранцы.


Солнце уже нависло над горизонтом, но заполярные белые ночи гарантировали светлое время суток.
Аметистовые скалистые берега уже были где-то совсем рядом на востоке, когда шоссе повернуло от моря к Варзуге, а затем мы свернули вправо на грунтовку ведущую к Кузомень.
Невысокий северный замшелый сосновый бор сопровождал нас всю дорогу. Кряжистые, подобно материковым дубам сосны, привлекали к себе внимание.
Скоро грунтовка выскочила на прибрежные песчаные дюны села Кузомень.


Терский район. Плакат перед въездом в с. Кузомень
Терский район. Плакат перед въездом в с. Кузомень. Охото-хозяйство "Всходы Коммунизма".


Время уже перевалило за полночь.  На песчаной колее машину немного заносило. Тени легли на голые холмы на вершинах которых, на фоне чистого неба с растущей луной, торчали покосившиеся православные кресты. Колорит древнего поморского поселения просто перебрасывал в далекое прошлое и впечатлял естественностью.


Поморское кладбище на песчаных юнах в селе Кузомень
Поморское кладбище на песчаных холмах в селе Кузомень.


Кладбище с. Кузомень.
Кладбище с. Кузомень.


Вид на село Кузомень с песчаных дюн
Вид на село Кузомень с песчаных холмов. Фото 2019г.


Само село расположилось вдоль правого берега реки Варзуга. Наша машина с лодкой на прицепе вязла в песках. Несколько раз приходилось отцеплять прицеп и тащить его вручную, чтобы дать машине встать на крепкую колею.


Пески в селе Кузомень
Пески в селе Кузомень затрудняли маневр нашей машины с прицепом.


Александр Михайлович Глебов посещал Кузомень в прошлом году и имел контакты с местным предпринимателем организовавшим в селе свою гостиницу. Немного поплутав, мы все же подрулили к назначенной точке нашего путешествия. Гостиница представляла собой одноэтажную постройку в виде барака, обшитого покрашенной вагонкой. Традиционные же поморские дома не окрашивались и не штукатурились.


Гостиница в селе Кузомень
Мы подъезжаем к Гостинице в селе Кузомень. Фото 2019 г.


В час ночи мы заселились в гостиницу. Небольшое застолье, по рюмочке за прибытие, и мои товарищи стали готовиться ко сну. Мне же, белая ночь представляла возможность ознакомиться с селом. Завтра с самого утра мы едем на мыс к устью Варзуги, откуда на лодке с мотором отправимся к Чаваньге.


Село Кузомень. Историческая часть
Село Кузомень. Центральный проспект. Вид на Церковь Сретенья Господня.


Село Кузомень. Вид на Церковь Сретенья Господня и реку Варзуга.
Село Кузомень. Вид на Церковь Сретенья Господня и реку Варзуга.


Село Кузомень. Хозяйственные постройки
Село Кузомень. Хозяйственные постройки.


Село Кузомень. Жилые строения поморского села. Быт поморов терского берега
Село Кузомень. Жилые строения поморского села. Быт поморов терского берега.


Белые ночи на р. Варзуга. Поморское село Кузомень
Белые ночи на р. Варзуга. Поморское село Кузомень.

Первыми из европейцев кто начинал осваивать побережье Кольского полуострова и торговать с терскими саамами были норвежцы. "В 1887 г. местные жители, в осыпи обрыва, «в обвалившемся кургане» возле устья реки нашли, завернутые в бересту, семь массивных «скандинавских» серебряных гривен IX–XII вв. различных типов". Археологические изыскани я по реке Варзука проводились с XIX века. Близ села Кузомень были найдены десять местонахождений эпохи раннего металла и «два славянских поселения». Все памятники располагаются на левом берегу реки на группе дюн. На поверхности дюнных выдувов находили наконечники стрел, ножи, кресала, хорошо сохранившиеся железные и бронзовые пряжки, точило, кремень для высекания огня. Два финно-угорских могильника и клад в устье р. Варзуги – это единственные достоверные находки XI–XII вв. на территории Кольского полуострова.

Начиная с XII века карелы и новгородцы потеснили с рыбных тоней терского побережья саамов.
Договор 1326 г. между Новгородом и Норвегией о межевании территорий на Севере оговаривал беспрепятственную торговлю в Заполярье «Заволочских гостей» с Онеги, Ваги, Северной Двины.
В 1575 году в Варзуге стояли жилые дома, заселяемые в период промыслового сезона. От устья реки до поселения Варзуга находились рыбные тони. Сёмгу ловили до трех десятков карбасов.

После смутного времени 1612 и с укреплением власти Московского княжества (Московии) варзужане стали заселять устье реки Варзуга, образовав «деревню Куземино».
В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск наложенное ещё Петром Первым в начале века. Край ожил местной торговлей, началось укрепление поморских деревень, появился зажиточный люд. На волне происходящих изменений экономических связей и условий развития регионов Севера начались реформы по их переподчинению.
В 1782 году, зажиточные поморы Кузомени поставили церковь Великомученика Дмитрия, видимо в память о "двинском правеже" 1568 года. А через два года, 26 марта 1784 года указом императрицы Екатерины II Варзужская и Умбская волости были включены в Кольский уезд, наконец таки, разорвав неприятную связь жителей терского побережья с двинчанами.
С 20 мая 1841 года Кузомень стала центром укрупненной волости, в которую вошли Умба, Варзуга и Терская лопь.
С 1871 года село было связано с Архангельском пароходным сообщением. 
И что мы имеем сегодня? Только воспоминания и ветхие строения,  переносящие заезжего горожанина в мир древнего поморья.





Чаваньга

Герб села Чаваньга
Герб села Чаваньга



Утро в Кузомени. 6 часов утра. Подъём.
В окошко гостиницы заглядывает солнышко, обещая хороший летний день. Небо ясное до горизонта. При въездах в село на некотором удалении друг от друга виднеются православные кресты. Песчаная степь уходит к горизонту к сосновым борам. Вероятно, за многие годы существования села лес в округе просто вырубили. Ведь название Кузомени происходит от саамкого "лесной мыс".






6-00 утра. Кузомень. Предстоит солнечный летний день. Жизнь прекрасна!


Умываемся, завтракаем. И тут видим как к нашему  окну подходит  странная приземистая лошадка. За ней другая. Да их тут небольшое стало!


Дикая якутская лошадь достопримечательность села Кузомень
Дикая якутская лошадь достопримечательность села Кузомень. 


Местная живность села Кузомень. Псина
Местная живность села Кузомень. Псина.

Оказывается, еще в советское время диких лошадей привезли из Якутии.  Вот они и выживают здесь привыкшие к суровым зимам и сильным ветрам.
Судя по тому, что к выживанию этих животных стала причастна Кольская АЭС, привезя для них несколько мешков комбикорма, можно предположить, что местные власти не очень обеспокоены судьбой лошадей.

Через час загружаемся в машину и едем вниз по Варзуге к ее устью.


Песчаные берега Варзуги. Рыбацкие постройки
Песчаные берега Варзуги. Рыбацкие постройки. 

На мысу у моря не менее десятка оставленных машин. Народ приехал на рыбалку.
Поставив свою машину поодаль мы спустили лодку на воду, одели спасательные жилеты и запустили мотор. От устья Варзуги до устья Чавоньги плыть 30 километров.


Берег Варзуги близ устья
Берег Варзуги близ устья.


Вдали в заводи Варзуги плавали лебеди. Сюда в Заполярье они прилетают на гнездовья.  Пары лебедей мне неоднократно встречались на озерах и озерцах леших алакурттинских лесов.


Лебеди в устье Варзуги близ села Кузомень
Лебеди в устье Варзуги близ села Кузомень.

По правому борту лодки проплыл песчаный мыс с оставленными машинами. На море дул небольшой бриз, поднимая волну в один бал. Лодка поднималась на одной волне и падала под другую. Сидеть на на доске при задранном носе лодки было крайне неудобно. Лодка просто не могла войти в глиссер.

Капитан нашего судна (Глебов А.М.) решил сблизиться с берегом и мы подошли к нему на один километр. Но при отсутствии какого то либо опыта морских путешествий сразу попали под начавшийся отлив и чуть не сели на мель. Редуктор мотора стал ударяться отбойником о камни, а на винт наматывались водоросли. Среди придонных камней и растительности шныряли стайки диковинных рыбок.


Терский берег Белого моря. Отлив
Сблизившись с берегом на один километр мы попали в зону отлива и стали цеплять винтом о камни.


Морское дно в зоне отлива. Терский берег близ устья Варзуги
Морское дно в зоне отлива. Терский берег близ устья Варзуги.


Пришлось срочно выискивать местный фарватер для выхода в море. Постепенно мы удалились от берега ещё на километр и пошли дальше в сторону устья Чаваньги.


Терский берег Белого моря. Скалистые аметистовые кромки берегов
Терский берег Белого моря. Скалистые аметистовые кромки берегов.


Терский берег Белого моря достаточно однообразный. Небольшая холмистость на террасе иногда с незначительной растительностью, не производила впечатления. Из-за недостатка времени у нас не было возможности пристать к берегу и осмотреть его на наличие аметистовых пород. Аметист -это минерал  кварцевой группы фиолетовой окраски, представленный в виде включений в горной породе. Многим известен мыс "Корабль", расположенный к западу от устья Варзуги, где производилась когда-то разработка этого поделочного и ювелирного камня.
Перед мысом за которым скрывалось устье реки Чаваньга над морем нависал туман.


Вид с моря на село Чаваньга
Вид с моря на село Чаваньга. 2019г.


Отлив отводил водную гладь от берегов и над водой стали появляться верхушки валунов.
Обогнув мыс мы вошли в устье реки Чавоньга.  По левому берегу расположилось поморское селение с одноименным названием. Белёсые не оштукатуренные дома наполняли это место старинным колоритом.



Село Чаваньга. Прибрежные постройки
Село Чаваньга 2019 г.


Воды моря отошли от берега на метров двадцать. Чайки стали слетаться и садиться на верхушки обнажившихся каменных гребней. На отмели, в образовавшихся ловушках плескалась горбуша, не успев уйти в море.


Отлив на берегу села Чаваньга
Отлив на берегу села Чаваньга.


Затащив на берег лодку и привязав ее к ближайшей деревянной конструкции мы подняли из воды беспомощно плескавшуюся на отмели небольшую семгу. Глубина в десятке метров от отступившей с отливом кромки воды была на уровне щиколотки. Семга шла в одной стае с горбушей в реку на нерест,  а возможно это была скрещенная особь лососевых. От горбуши ее отличали черные пятна на спине.


Семга попавшая в каменную ловушку
Семга попавшая в каменную ловушку при отливе в устье реки Чаваньга.


Наш борт-механик Игорь с семгой поднятой на отмели. Село Чаваньга 2019 год.


Навесив на себя фотоаппараты я поспешил  в село успеть запечатлеть его достопримечательности. Александр Михайлович и Игорь пошли знакомиться с местными жителями и собрать интересующие их сведения о гостинице, о местных торговцах вяленой и сырой горбуши.


Поморские прибрежные жилые постройки в Чаваньге
Поморские прибрежные жилые постройки в Чаваньге. 2019г.

Могу сказать, что долго им искать не пришлось, поскольку прямо с берега виднелся участок по всей ширине которого как флаги на реях были плотным строем навешены балыки из вяленой горбуши. Очень убедительное рекламное решение предприимчивого человека.


Балык из вяленой горбуши. Село Чаваньга
Балык из вяленой горбуши. Село Чаваньга. 2019г.

Село Чаваньга известно с середины XVII века как поселение для ловли сёмги Соловецкого монастыря. До середины XIX века село практически не росло и состояло из двух десятков мелких хозяйств. Тогда полностью отсутствовала связь с уездным городом и соседними поселениями, товары первой необходимости привозились заезжими торговцами. Да и сейчас, сюда добраться не так то и просто.


Чаваньга. Пристань колхоза "Беломорский рыбак"
Чаваньга. Пристань колхоза "Беломорский рыбак".


Левый берег устья р. Чаваньга.  Лодки на отмели во время морского отлива
Левый берег устья р. Чаваньга.  Лодки на отмели во время морского отлива.


А вот со второй половина XIX  века на русском севере стали происходит изменения, активно стала развиваться местная торговля, появились зажиточные крестьяне. В 1863 году на средства сельчан в Чаваньге была построена церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила.


Село Чаваньга. Вид на Храм Михаила Архангела
Село Чаваньга. Вид на Храм Михаила Архангела. 2019 г.


Село Чаваньга. Жилые строения
Село Чаваньга. Жилые строения. Церковь Архангела Михаила на окраине села. 2019 г.


Возможно экономическое развитие других терских поселений привело к жёсткой конкуренции на рыбных тонях, что привело к переселению части жителей к устьям соседних рек. 
Первые поселенцы приехали в Чаваньгу из соседних сел: Клещевы из Тетрино, Стрелковы из Стрельны, Кожины и Амосовы из Чапомы, Будучины и Абросимовы из Пялицы. 
В начале 1931 года в селе был создан колхоз «Беломорский рыбак». Он существует и по сей день. Сейчас в СПКРК «Беломорский рыбак» / отделение Чаваньга работает около 30 человек. 
Недавно на средства колхоза в Чаваньге построили летнюю церковь Архангела Михаила на месте разрушенной в бытность развитого социализма.


Вид на село Чаваньга через реку
Вид на село Чаваньга. ГАЗ 66 переправляется на другой берег.

Проходя по селу, мне попались строения местной гостиницы, клуба с рядом расположенной детской площадкой. На огороженной площадке была организована метеостанция с солнечными батареями.


Сельский клуб (слева) и детская площадка в Чаваньге
Сельский клуб (слева) и детская площадка в Чаваньге. 2019г.


Чаваньга. Объявление на двери местного клуба
Чаваньга. Объявление на двери местного клуба. Село живет своей жизнью. 2019 г.


Конечно меня интересовала не инфраструктура села, а остатки самобытной поморской культуры терского побережья. И я ее нашел - КУЛЬТУРУ. Да, русскую культуру, которую я пытался найти в средней полосе России, в Алакуртти, но встретил только здесь.


Дворы села Чаваньга
Дворы села Чаваньга.

Для меня Культура - это самобытное отношение людей к окружающему миру, привитое предками на протяжении многих лет проживания на одной территории, вобравшими в себя ее дух и качества.

Дом в селе Чаваньга
Дом в селе Чаваньга.


Село Чаваньга. Пристройка
Село Чаваньга. Пристройка.

Конечно, я вовсе не считаю Культурой ряженных в русские национальные костюмы деятелей искусства или русские дворцы зарубежных архитекторов, особенно, гигантские или помпезные идеологические изваяния обезличенному Советскому солдату (при полном равнодушии к каждому конкретному воину).  Культура народа - когда люди сами, без подачек и подсказок государства дорожат памятью предков, сохраняют их традиции, не смотря на новые веяния времени.

Вот они, элементарные признаки культуры - уважение к памяти павшим воинам, к своим односельчанам. Где еще в России вы увидите мемориал на котором вместе с фамилиями и именами земляков прикреплены их фотоснимки?  Это и есть не бутафория культуры, не показное внимание к памятнику с неизвестными фамилиями и инициалами непонятных имен, а истинное искреннее уважение. Пусть даже не броское, по сельски скромное.

Ещё в Кузомени мы заметили дома на углах которых были прибиты фанерные звёздочки с выцветшей и облупившийся красной краской. Ещё в советское время "тимуровцы" таким образом помечали дома жители которых ушли и не вернулись с войны.  На некоторых поморских домах в один ряд следовало по несколько таких звездочек.


Село Чаваньга. Мемориал сельчанам павшим в мировых воинах
Село Чаваньга. Мемориал сельчанам павшим в мировых воинах.


Мемориал павшим в мировых воинах односельчанам с. Чаваньга
Мемориал павшим в мировых воинах односельчанам с. Чаваньга. Кожины, Стрелковы, Клещёвы и другие жители села отдавшие свои жизни за Родину. Именно, глубокое осознание своей Родины является фундаментом культуры людей.


Чаваньга. Мемориал односельчанам погибшим в Первую Мировую Войну
Чаваньга. Мемориал односельчанам погибшим в Первую Мировую Войну 1914-1918 гг.


Время проходило очень быстро. Солнце незаметно опускалось к горизонту и цвета окрестностей все больше приобретали оранжевый оттенок. Вода в устье Чаваньги поднялась и лодки, до этого стоявшие на отмели, уже покачивались на волнах.
Откуда то послышался  гул мотора и в небе показался одномоторный легкий самолёт. Он сделал круг над рекой и стал снижаться куда-то за село, где находилась взлетно-посадочная полоса.


Поъём воды в устье Чаваньга
Подъём воды в устье Чаваньга. Самолёт заходит на посадку на посадочную полосу.


Вид на  устье Чаваньги и село
Вид на  устье Чаваньги и село.

В завершении экскурсии по поморскому селу, наш капитан решил приобрести местный деликатес - вяленый балык горбуши.
Естественно, наш выбор пал на двор с убедительной витриной развешенных тушек.
Хозяин гостеприимно пригласил нас в в дом, угостил чаем с красной икрой и вяленой горбушей. Из окна кухни открывался великолепный вид на море.


Вид на Белое море из окна поморского дома в селе Чаваньга
Вид на Белое море из окна поморского дома в селе Чаваньга.

Хозяин двора в Чаваньге снимает для нас балыки горбуши
Хозяин двора в Чаваньге снимает для нас балыки горбуши.

Спасибо большое хозяину. Подкрепившись и отоварившись балыками горбуши мы отправились в обратный путь.


Глебов А.М. и Павловский Игорь готовятся к отплытию из Чаваньги
Глебов А.М. и Павловский Игорь готовятся к отплытию из Чаваньги. 2019 г


До свидания Чаваньга!  До новой встречи.


На Белом море полный штиль. Скорость 32 км/ч.


На море стоял полный штиль. От устья Варзуги до Чаваньги мы добирались два часа, прыгая по волнам и сев на отмель во время отлива. Обратная дорога составила один час. Да и шли мы по морскому течению.


Белое Море. Воль Терского берега
Белое Море. Воль Терского берега.

При входе в залив Варзуги показался песчаный мыс с дюной на которой ещё стояли машины прибывших из разных мест рыбаков и туристов.


Мыс на берегу Белого моря в устье Варзуги
Мыс на берегу Белого моря в устье Варзуги. 



3 комментария:

  1. Крутая статья, спасибо Вам за подробное описание, очень интересно было читать, я житель с. Лувеньга...

    ОтветитьУдалить