Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 6 августа 2013 г.

На Вермане

«Рубеж Верман»


    Через сопку Пограничная, прямой линией на юго-запад, проходит старая Советско-Финляндская граница. В силу непосредственной близости к государственной границе район «Рубежа Верман» ещё до Финской войны 1939-40 гг. был оборудован фортификационными сооружениями.
  Железная дорога от ст. Ручьи (Кандалакша) до разъезда №6 (ст. Войта) была построена в 1939 г. как «Стройка № 105 ГУЛЖДС» (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Её назначением было снабжение войск и подвоз боевой техники к труднодоступному участку советско-финляндской границы в рамках подготовки к военному вторжению в Финляндию. Вдоль железной дороги была проложена и грунтовая автомобильная дорога. Поскольку железная дорога была одноколейной, то на  шести её участках были построены разъезды. По окончании Зимней Компании (03.1940 г) и по условиям Мирного договора, в 1941 году был сдан в эксплуатацию следующий участок ж.д. от ст. Войта до новой границы с Финляндией (западнее н.п. Куолаярви/Салла).  Финская сторона строила навстречу свой участок железной дороги от г. Кемиярви.


Рубеж "Верман" - линия противостояния 19 Армии Карельского фронта РККА/42 СК/ и 36 АК Армии Лапландия/Норвегия/ Вермахта. 17.09.1941-12.09.1944 г.

    В июле 1941 г. под Кандалакшу для возведения укреплений прибыли 16 тысяч жителей Архангельской, Вологодской областей и г. Кандалакши. Среди доставленных на работы людей было много женщин, к тому же одетых и обутых по-летнему. Местность где должны были сооружаться укрепления будущей линии обороны была абсолютно безлюдной - болота, горные реки и каменистые сопки. Для жилья рылись и обустраивались землянки.
   С началом боевых действий  немецкие самолёты-разведчики регулярно  производили аэрофотосъёмку района автодороги Куолаярви - Кандалакша, определяя цели для бомбордировщиков. Поэтому работы часто велись под градом бомб и пулеметных очередей авиации противника. Женщины воистину совершили гражданский подвиг, перелопатив и перекидав грандиозное количество кубометров земли и камней.
   На основании постановления ГКО от 22 августа 1941 г. для руководства и ведения оборонительных работ в Заполярье в начале сентября 1941 г было создано Северное управление (начальник М.М Царевский) в составе 17 полевых строительств с дислокацией в г. Мончегорске. На Кандалакшском направлении "26-е Строительство" соорудило пять оборонительных рубежей.


Немецкие аэрофотоснимки Кайрала, Алакуртти, Нижнего Вермана. Съёмки периода наступательных действий 36 армейского корпуса вермахта на Кандалакшу (июль-сентябрь 1941г).
  24 августа 1941 года штаб 42-го стрелкового корпуса 14 Армии Северного фронта отдал приказ своим частям - отходить с "Кайральского рубежа" к ж.д. станции Алакуртти. Ещё 19 августа немецкие и финские части начали своё наступление на флангах советского корпуса и к 22 числу создали угрозу его окружения, перерезав основную дорогу снабжения Алакуртти - Кайрала. Река Тунтсайоки на левом берегу которой находилась ст. Алакуртти и полевой аэродром, была единственной естественной преградой на пути наступающего противника. Здесь предстояло собрать разрозненные советские части и организованно отойти к следующим рубежам обороны по реке Войта и Средний Верман.
  В 6 километрах западнее п. Алакуртти 28 августа, находясь в арьергарде 42-го стрелкового корпуса,  держал оборону 1-й батальон 273-го стрелкового полка ст. лейтенанта Гераськина. Руководил усиленным батальоном арьергарда нач. штаба полка майор Кузнецов А.К.. Задачей батальона было удержание шоссе Алакуртти - Кайрала до выхода основных частей корпуса за р. Тунтсайоки к ст. Алакуртти. 1-й мотострелковый полк и другие части корпуса ещё продолжали отход к Алакуртти.
  С утра до полудня 28 августа батальон отражал упорное наступление финнов. За это время противник продвинулся на 2 километра до последней линии окопов. Сегодня в этих местах рядом с обочиной шоссе можно найти разбитые диски от ручного пулемёта Дягтерёва и винтовочные гильзы. В том бою мы потеряли убитыми и пропавшими без вести около 80 человек.
  Получив приказ на отход, батальон Гераськина начал пробиваться к своим по дороге на Алакуртти. В том бою погиб нач. штаба Кузнецов Алексей Кириллович. За организацию обороны и выполненную арьергардом боевую задачу ему посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.

Ход оборонительных боёв 42 стр. корпуса от Алакуртти до Вермана. 1.09-17.09. 1941 года.
   
   Временный рубеж обороны по реке Тунтсайоки (ст. Алакуртти), куда по приказу командования 42-го стрелкового корпуса с 24 августа начали отходить наши части, должен был задержать развитие наступления объединённой немецко-финской группировки (36 АК). На предмостных позициях (у старого Алакуртти) автодорожного и железнодорожного мостов с 28-го по 31-е августа оборону держали три батальона 273-го стрелкового полка и пограничники 101-го полка войск НКВД (две комендатуры - два батальона). Остальные части советского корпуса отходили к рубежам обороны по рекам Войта и Средний Верман.
   В книгах о тех давних событиях наши авторы повторяя друг друга пишут, что река Тунтсайоки не представляла собой должной естественной преграды и противник сплошь и рядом переходил её в брод. На самом деле командование 42-м стрелковым корпусом просто не было в состоянии организовать устойчивую оборону из разрозненных частей, выходивших к Алакуртти из окружения. С большинством из них не было связи.
  В сложившейся ситуации река Тунтсайоки не могла быть использована в качестве долговременного оборонительного рубежа из-за большой протяжённости создаваемого фронта. По опыту предыдущих боёв, свои основные наступательные действия противник вёл с флангов и чтобы удерживать фронт 42-му стрелковому корпусу потребовались бы дополнительные силы, которых просто не было. При других обстоятельствах (достаточности сил) река Тунтсайоки стала бы непреодолимой преградой для противника, а аэродром Алакуртти стал бы аэродромом перехвата немецких бомбардировщиков на подлёте к Кировской железной дороге и к городу Кандалакша. К тому же, река Средний Верман по которой в итоге прошёл долговременный рубеж обороны, по сравнению с рекой Тунтсайоки  - просто ручей. Это тот случай когда писатели пишут о местах в которых сами ни когда не были, и как следствие, дают неверную трактовку событий.
  1-й мотострелковый полк (1 МСП) 1-й танковой дивизии наименее потрёпанный в боях с финнами в районе Вуориярви, и не побывавший в окружении, составил костяк обороны на следующем перед «Рубежом Верман» промежуточном рубеже по реке Войта (6.09-17.09.1941г). На танкоопасном направлении у мостов через р. Войта оборону держали 1-й и 3-й  батальоны 1-го МСП. Подразделения 420-го и 715-го полков расположились на флангах по восточному  берегу реки.
   Вдоль реки Средний Верман уже были подготовлены оборонительные укрепления. Высокие сопки и плохо проходимая местность на северном фланге новой линии обороны (Воянваара, Репотунтури) не позволяли немцам сделать глубокий охват советских частей. А озеро Толванд на южной оконечности нового оборонительного рубежа препятствовало обходному манёвру финнов.  
   Две недели шли бои на рубеже по реке Войта, а также в нашем тылу на сопках Лысая и Войта. Противник в очередной раз обойдя наши позиции с северного фланга завладел инициативой. Пограничники 101-го полка НКВД (14.09-17.09.1941), воины 217, 715, 420 стр.полков, 1 МСП, неся потери и совершая ратный подвиг, изматывали силы противника.
   Когда на «Рубеж Верман» подошло наше пополнение и была завершена организация обороны, вовлечённые в бои части 42-го СК  получили приказ на отход за этот рубеж.  
  Измотанный наступательными боями и не имевший пополнения 36-й армейский корпус объединённой немецко-финской группировки сам был вынужден на этом рубеже перейти к обороне в плоть до 4 сентября 1944 года, когда началось наступление 104, 341, 67,  21, 122-й советских стр. дивизий и 38 отдельной танковой бригады 19 армии Карельского фронта.


г. Лысая.  Вид на оз. Нижний Верман. Сентябрь 2012г.

г. Лысая. Вид на озеро Нижний Верман и оз. Толванд. На заднем плане г. Тюртойва. 2012г.


Вокруг озера Нижний Верман.

   
В июле 2013 года главой администрации пос. Алакуртти  Владимировым А.О. передо мной была поставлена задача провести обследование "рубежа Верман" на предмет наличия и состояния фортификационных сооружений (землянок, дзотов, блиндажей, окопов). В 6-30 микроавтобус, следовавший от администрации п. Алакуртти в Мурманск высадил меня с велосипедом у мемориала «Рубеж Верман».
    Этот мемориал, на западном берегу р. Средний Верман близ озера Верхний Верман, был сооружён в 1993 году на новой трассе шоссейной автодороги Кандалакша-Алакуртти.
Светлые полярные ночи давали мне возможность обойти реку Средний Верман и оз. Нижний Верман за один день.
Мемориал  "Рубеж Верман" на шоссе Кандалакша -Алакуртти. Восточный берег р. Средний Верман близ оз. Верхний Верман. 15.07.2013г., московское время 6-30 утра.
     Первым этапом моего пути было достижение мемориального захоронения на 88 км грунтовой дороги Кандалакша-Алакуртти.
    В лесу, в ста метрах от шоссе я оставил свой велосипед и направился в южном направлении по восточному берегу р. Средний Верман. В мои планы входило обойти озеро Нижний Верман с изучением разъезда №5, который когда-то находился у моста через р. Нижний Верман, и вернуться к шоссе по западному берегу р. Средний Верман.
    В лесу, мне сразу же бросилась в глаза сеть полнопрофильных окопов с обвалившимися блиндажами. Окопы в плане имели форму зигзагов с ответвлениями, уходящими в глубину советской обороны. Количество выполненных земляных работ меня просто ошеломило. До этого, на временно оккупированной немцами территории в районе Куолаярви и Алакуртти,   я не встречал таких грандиозных объёмов земляных работ. Общим, как для советских так и для вражеских позиций было обкладывание огневых точек местным камнем. Здесь также, бойницы огневых точек были выложены из собранных в округе камней и защищали стрелка от осколков мин противника.

Окопы на "Рубеже Верман" по восточному берегу р. Средний Верман.
Огневая точка. Окопы советской линии обороны по р. Средний Верман.
    В глубине обороны, в ста метрах шёл второй ряд окопов. Никаких дзотов и тем более дотов здесь не было. В целях сокрытия от противника они сооружались в глубине обороны во втором эшелоне у р. Каменная.
     Советские окопы нависали над восточным берегом р. Средний Верман имеющей ширину до 20 метров. Частые пороги реки создавали броды с уровнем перекатов до полуметра.

Окопы советской линии обороны по восточному берегу р. Средний Верман.
    Где-то через час своего пути, сквозь редкие низкорослые полярные деревья я разглядел площадку выделяющуюся бурым пятном  на фоне охряно-зелёных мхов и кустиков черники. Это было место падения военного самолёта. Алюминиевые части конструкции самолёта отсутствовали, некоторые узлы были уложены в ряд, что говорило о посещении места «металлистами». Бронированный фюзеляж самолёта и сдвоенная стойка шасси явно указывали на штурмовик.
Восточный берег р. Средний Верман. Место падения  самолёта Ил-2.
Фрагменты упавшего самолёта Ил-2 на "Рубеже Верман".
Бронелисты говорят о принадлежности останков самолёта к штурмовику Ил-2.
   
   Судя по крепежу и инженерным решениям конструкции, самолёт можно идентифицировать как советский Ил-2. Каких либо номеров и буквенных обозначений, указывающих на принадлежность самолёта я не обнаружил, да и времени на изучение у меня не было, ведь путь только начинался. Через сто метров, в очередном преодолеваемом мною поперечном окопе я обнаружил вторую стойку шасси этого самолёта. На брустверах и в самих окопах среди явно валяющегося железа присутствовали котелки и оцинкованные коробки от патронов к винтовке «Мосина».

Пороги на реке Средний Верман.
   
   Пробравшись через частые заросли заболоченного русла ручья, я вскоре вышел к грунтовой дороге. На островке, образованном  развилкой дороги, виднелся монументальный памятник советским воинам. Это был участок 88 км грунтовой дороги Кандалакша-Алакуртти. Памятные гранитные плиты подверглись эрозии, и многие фамилии на них стали плохо различимы. По этой причине я не стал их фотографировать.


Военная грунтовая дорога Кандалакша-Алакуртти. Вид на мемориал 88-км.

Рубеж Верман. Памятные плиты на воинском захоронении 88-км. Фото 2013 г..

Мемориал на 88км грунтовой дороги Кандалакша-Алакуртти. Фото 2013 г..

Мемориал на 88км. 1970 год.
 
   С октября 1944 года, когда этот район был освобождён от 36 армейского корпуса немцев, стало возможным детально обследовать прилегающую территорию и захоронить погибших воинов. Специальный похоронный взвод проводил сбор останков советских солдат и производил погребение в вырытый на этом месте большой котлован. Много останков солдат было не опознано в силу давности гибели и отсутствия смертных капсул. Также,  сюда были перезахоронены останки воинов из близ расположенных могил.
   Основные пункты погребения воинских частей воевавших на "Рубеже Верман" расположены по авто- и железной дорогам ближе к Кандалакше. Крупные воинские захоронения находятся близ оз. Верхний Верман. Имена воинов с этих захоронений переносились на этот мемориал, увеличивая тем самым его список.
   На 15.04. 1991 года в учётную карточку этого мемориала было занесено 2680 воинов,  но на его плитах оказались увековеченными лишь 910 человек. Список увековеченных советских солдат на этом захоронении можно посмотреть на сайте МО "БД Мемориал", перейдя по ссылке: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260710324&page=1.
  Памятные плиты из чёрного габбро-диабаза на мемориале "88-й км", увековечивающие  воинов павших на Кандалакшском направлении, были установлены в 2015-16 г. Для родственников особо обращаю внимание, что это не список перезахороненных сюда останков воинов, а лишь увековеченных. Некоторые ФИО воинов можно встретить и на других мемориалах.


Мемориальные плиты с увековеченными на них воинами погибшими в 1941-44 гг на Кандалакшском направлении. Мемориал 88-й км. Рубеж Верман. 1-2 плита. Фото июнь 2017 г.

Рубеж Верман. 3-4 плита. Фото июнь 2017 г.

Рубеж Верман. Мемориал 88-й км. Плиты увековечивающие воинов павших на Кандалакшском направлении 1941-44гг. Обратная сторона 1-2. Фото июнь 2017 г..

Рубеж Верман. Мемориал 88-й км. Плиты увековечивающие воинов павших на Кандалакшском направлении 1941-44гг. Обратная сторона 3-4. Фото июнь 2017 г..


Памятные плиты с именами увековеченных воинов и снимки с могил воинов чьи останки были перезахоронены на мемориал "88-км" с мест боёв (внизу). Фото 15 июня 2017 г..

Отдел Культуры  с. Алакуртти наводит порядок на мемориале "88-й км". Фото 15.06. 2017 г.

     В мае 1945 года, на месте захоронения был установлен обелиск. На фронтальной грани обелиска были сделаны надписи, которые не сохранились до нашего времени.
Дорога от памятника спускалась к р. Средний Верман и через 10 минут я подошёл к разрушенному весенними ледоходоми  деревянному мосту, вернее к месту где этот мост когда-то был. Справа от грунтовой дороги над рекой, полуволной, возвышался памятный знак «Рубеж Верман». Надпись на его серебристой восточной стороне указывает на то, что на этом рубеже  в сентябре 1941 года, был остановлен 36 армейский корпус вермахта, так и не сумевший захватить г. Кандалакшу и изолировать тем самым Заполярье с мурманским портом от всей страны.
Памятный знак на "Рубеже Верман". Вид на Запад в сторону р. Средний Верман. Фото 2013г

Военная дорога Кандалакша-Алакуртти. Памятный знак на "Рубеже Верман". Вид на Восток.
 
Памятная плита на линии разграничения советских и немецких войск - "Рубеж Верман". Перечисление воинских частей принимавших участие в сентябрьских боях 1944 года по освобождению района Алакуртти от немецко-фашистских захватчиков. Фото июнь 2017 г.

    На западной стороне стелы аналогично выполненная надпись говорила о сентябрьском  наступлении  советских войск от рубежа «Верман», в 1944 году .
Памятный знак был изготовлен и установлен в 1968 году работниками Кандалакшского алюминиевого завода.
    Спустившись  к урезу воды я решил сделать привал и пополнить свой запас воды. Подул свежий северный ветерок и раздался лёгкий шуршащий перезвон. Я осмотрелся и увидел среди листьев осинового кустарника блестящие на солнце золотистые колокольчики с выразительными красными ленточками. Каждый год, 22 июня, к воинским мемориалам на «Кандалакшском направлении» приезжают автобусы из г. Кандалакши и п. Алакуртти почтить память павших советских воинов. Так и звенят эти колокольчики каждому проходящему, чтобы помнил.

Место расположения моста через р. Средний Верман на военной дороге Кандалакша-Алакуртти. Колокольчики памяти.
    Следующим этапом моего пути был разъезд №5 расположенный  у железнодорожного моста через р. Нижний Верман.
Я спустился на тропу идущую по восточному берегу р. Средний Верман, ориентируясь на дальний шум порога. Свалка мусора  в 100 метрах от памятного знака омрачила моё настроение и  опустила и так низкий рейтинг поисковиков до уровня ниже плинтуса (фото публиковать не стал из этических соображений).

Порог на реке Средний Верман.

     Восточный берег озера Нижний Верман опоясывали болотистые понижения вдоль ручьёв и высоты с каменными склонами. Здесь сплошные ряды окопов обрывались, уступая место сложенным из камней опорным пунктам на участках возможного наступления противника.

Окопы на склоне безымянной высотки.

Советский опорный пункт на слоне безымянной высоты. Восточный берег оз. Нижний Верман.

Обвалившийся блиндаж. Восточный берег оз. Нижний Верман.
     Чтобы не ломать ноги на камнях я решил выйти на тыловую дорогу, идущую по восточной стороне рубежа «Верман» к железной дороге на южной окраине оз. Нижний Верман. Эта дорога оказалась востребованной и в настоящее время. Несмотря на сгнившие гати и помосты через ручьи она вполне проходима автотранспортом с высокой посадкой. Недавно по этой дороге двигалась машина, цепляя местами мосты на глубоких разъезженных колеях.
Погода менялась каждый час, то из-за туч выглядывало солнце, то начинал идти дождь.

Брод через безымянный ручей, впадающий в озеро Нижний Верман.
     К двум часам дня я вышел на железную дорогу, уходящую прямой лентой вдоль южного берега озера к р. Нижний Верман. Переезд через железную дорогу оборудован не был. Для переезда, по длине рельс, были уложены брёвна. Замечу, что настилы переезда у разъезда №6 (ст. Войта) в этом году также  были кем-то разобраны.  Рельсы имели датировку 1953 г и были выпущены заводом «Азовсталь». На некоторых участках дороги встречаются рельсы и 1948 года выпуска.

Железнодорожное полотно дороги Карельские ручьи -Алакуртти, на участке между разъездами №5 и №6.
    Параллельно железнодорожному пути, в ста метрах южнее, проходила грунтовая дорога. Подойдя к перекрёстку я свернул на неё и пошёл в западном направлении, к разъезду №5. На всём протяжении этого пути (около 2км) дорога постоянно пересекала ряды окопов. Местность была ровная с редкими деревьями и поэтому просматривалась на глубину около 100 метров. Перед рекой дорога повернула влево к костровой площадке на которой был кем-то оставлен бытовой мусор и на земле валялись стрелянные гильзы от ручного пулемёта «Дегтярёв-пехотный».

Советские окопы по восточному берегу р. Нижний Верман в 50 м от озера Нижний Верман. 



Южный берег озера Нижний Верман. Вид на Восток, на устье реки Нижний Верман.
   
Вдоль скалистого берега р. Нижний Верман до озера тянулись замшелые полно-профильные окопы с огневыми точками. На восточном берегу у железнодорожного моста возвышалась заброшенная  стела в форме полуволны, аналогичная стеле у моста вблизи 88 км дороги Кандалакша - Алакуртти. У подножия стелы лежали ржавые пробитые каски, фрагменты мин и патроны.

Железнодорожный мост через р. Нижний Верман. Заброшенная памятная стела.
Железнодорожный мост через скалистый участок  р. Нижний Верман.
Военные артефакты на памятной стеле советским воинам.

    На предположительном месте братской могилы, что указанна на топографической карте 53 года (1:100 000), виднелась яма. Большая часть окопов в непосредственной близости от берега реки были изрыты «военными археологами».
    Третьим, заключительным и самым протяжённым этапом моего пути было возвращение к шоссе с западной стороны озера Нижний Верман.
    Перейдя железнодорожный мост, я дошёл до будки путевых обходчиков и свернул на север в лес. В лесу сразу зацепил колючую проволоку. Проволока советская, накручена на одну стальную  жилу. И повсюду окопы, в непосредственной близости от ж.д. они расположены фронтом на запад, а на правом фланге  фронтом на север. Следовательно, передний край нашей обороны проходил перед ж.д. мостом на глубину 500м и имел форму полукольца. Аналогично строилась передняя линия обороны и перед автомобильным мостом грунтовой дороги Алакуртти- Кандалакша.
    Как я выяснил позже, здесь проходил рубеж обороны 217 стр. полка 104 стр. дивизии, который с 17 сентября 1941 года, противостоял наступающим батальонам 33  финского пехотного полка .

Озеро Нижний Верман. Вид на восточный берег.
    К западному берегу оз. Нижний Верман спускались каменные скаты примыкающей к нему сопки на которых встречались небольшие опорные пункты немцев. Наличие опорных пунктов, будь они наши или немецкие, всегда выдают ряды колючей проволоки, которой обносились боевые позиции.

Колючая проволока выдаёт близкое расположение немецких позиций по западному берегу оз. Нижний Верман.

    Продвигаясь по восточному склоны этой сопки, справа от себя я увидел какой-то предмет прислонённый к небольшой березке. Подойдя поближе, я опознал в предмете стойку шасси какого-то самолёта. Надпись на шине явно свидетельствовала о советском происхождении самолёта: «Ярославский шинный завод» 650х200, при этом, на тормозе колеса сохранилась бирка с датой его сборки: 8. 1943 год.
Стойка шасси самолёта Як-9Д на западном берегу озера Нижний Верман.
Бирка на тормозе колеса шасси самолёта Як-9Д.
    Поскольку "Рубеж Верман" расположен достаточно далеко от советских аэродромов, то на кандалакшском направлении целесообразным было использование истребителя Як9Д (дальний) с дополнительным топливным баком. Найденная мною стойка шасси принадлежала советскому самолёту Як9Д подбитому зенитной артиллерией противника в районе г. Лысая в октябре 1943 года и разрушившемуся в воздухе на западном берегу оз. Нижний Верман. Самолёт принадлежал 195 истребительному авиаполку, его пилотом был младший лейтенант Радченко Иван Семёнович, 1921 г.р.. В ста метрах южнее мною были обнаружены другие мелкие фрагменты этого самолёта.
    Дальше мой путь лежал через мелкие ущелья и болота. Каких-либо значимых укреплений немцев я не встретил. На скатах ущелий встречались редкие  немецкие бревенчатые укрытия, тщательно обложенные сверху и боков местным камнем.

Спуск в ущелье. Справа северная оконечность озера Нижний Верман. 
В болотистых ложбинах встречалась спелая морошка, непреодолимо задерживая моё нелёгкое продвижение вперёд.

Заполярная морошка.
Особенно меня поразила каменная река спускающаяся по ложбине к озеру Нижний Верман. Камни были покрыты чёрным лишайником, а русло каменных образований изгибалось подобно настоящей речке и имели чёткий уровень подобно глади воды.

Каменная река в одном из распадков севернее оз. Нижний Верман
В ближайшем тылу у немцев не было сквозной дороги по которой я мог бы быстро выйти к шоссе. Немцы строили сети дорог объединяющие их опорные пункты и артдивизионы, которые в большей части давно заросли кустарником и порой просто не определимы. Базы и артдивизионы немцы размещали на обратных склонах сопок и часто в расщелинах –дефиле, поэтому на данном маршруте я их и не встречал. Отличительной особенностью советского рубежа обороны от немецкого является наличие многокилометровой сети окопов вырытой жителями Кандалакши в начале войны, на восточной стороне линии «Верман». У немцев таких грандиозных оборонительных сооружений не было. Их оборона строилась по принципу оперативного реагирования на действия противника против своих опорных пунктов и его диверсий в тылу.

Немецкое укрытие на "Рубеже Верман". Северо-западный берег оз.  Нижний Верман. Вход завален камнями.
Читая воспоминания ветеранов сражавшимся на этом фронте, мне особенно запомнились их истории про вылазки разведчиков. Было очень странным то, что советские разведчики большими групами легко проникали в тыл врага и громили его опорные пункты в непосредственной близости от фронта (5-10 км) и в большинстве случаев безнаказанно. Но зимой, ведя потрулирование по просеками и дорогам легко вычислить вошедший в квадрат отряд, подобным образом, как егеря вычисляют животных в лесном квадрате.
Теперь, видя редкие укрепления и  базы немцев в районе "Рубежа Верман" мне стало очевидным, что углубившись вглубь советской территории на 80 км, 36 армейский корпус вермахта был вынужден своим ограниченным контингентом контролировать избыточную территорию, распылив по ней свои силы.
Поэтому, фашисты от отчаяния и беспомощности перед подобными вылазками жестоко измывались над попавшими в плен ранеными советскими разведчиками сжигая их на термитных шашках и обливая бензином.

Сруб немецкого поста на перекрёстке просёлочных дорог, соединяющих опорные пункты и дивизионы гаубичной артиллерии. "Рубеж Верман".
596 стр. полк, со второй половины сентября 1941 года занял позиции по переднему краю реки Средний Верман, сменив на нём 273 стр. полк 104 стр. дивизии.
     Иван Лукич Кобец, в то время командир взвода разведчиков 1/596 стр. полка 122 стр. дивизии, вспоминал о переходе через «Рубеж Верман» в расположение противника в конце сентября 1941 года.
"Для выполнения предстоящей задачи было назначено всего девять человек. С таким количеством людей легче было проникнуть через передний край обороны противника, да и лучше маскироваться, действуя в его расположении.
    Конкретный объект для нападения не указывался, нужно было идти и искать. Это значительно усложняло выполнение задачи, тем более что действовать предстояло на незнакомой местности, не имея никаких сведений о противнике. На переднем крае были уже установлены минные поля и на отдельных участках созданы проволочные заграждения.   Местность на направлении действия лесистая, с наличием множества камней – валунов высотой до полутора метров. Непосредственно перед передним краем протекала неглубокая река Средний Верман шириной 8-10 метров. С наступлением ночи группа начала действовать. Приблизившись к реке, где она впадает в озеро, мы увидели несколько брёвен, кем-то проложенных через реку, и по этим брёвнам потихоньку начали переходить на противоположный берег. В этот момент произошла неприятность, которая на какое-то время задержала наши действия. Один из разведчиков, рядовой Рыбин, поскользнулся и свалился в воду. После небольшой паузы мы ползком преодолели передний край обороны и устремились вглубь. Чтобы никто не потерялся среди тёмной ночи, мы двигались очень медленно, компактно, чтобы всем были слышны мои команды, подаваемые вполголоса. Пройдя от переднего края метров 500, внезапно наткнулись на проволочный забор, послышался грохот железных консервных банок, навешенных на проволоку, и тут же прогремела пулемётная очередь в нашем направлении. От стрельбы нас осветило пламенем. Вся группа мгновенно отскочила в сторону, и к счастью, никто не потерялся. Противник, естественно, повысил свою бдительность. Единственный выход- оставаться в расположении противника до утра и путём наблюдения и скрытного проникновения в его глубину отыскать и определить объект для нападения, а с наступлением следующей ночи внезапно напасть и захватить языка.
  Утро выдалось тихое и солнечное, на переднем крае слышны были короткие пулемётные очереди и одиночные выстрелы. В глубине на расстоянии 300 метров был слышен стук топора, и даже отрывочные голоса работающих там немцев. В этот момент среди редколесья в 30-40 метрах мы увидели группу немцев в 12-15 человек. Немцы резко остановились и повернулись к нам, даже начали снимать с плеч автоматы. Я на мгновение оцепенел, но тут же сообразил: не реагировать, не проявлять никаких признаков тревоги. Это спасло нас. Противник, молча, повернул налево и последовал в сторону переднего края. Как потом выяснилось, данная группа противника следовала на передний край, чтобы сменить тех, кто в течении ночи дежурил в окопах у огневых точек. Нам помогло то, что мы были в маскировочных костюмах, по цвету таких же, как у немцев, и все были без головного убора."
    Подобных воспоминаний ветеранов разведки 19 армии очень много и все они говорят о малой плотности немецкой обороны и о пасивности немцев при патрулировании прифронтовой территории и тыла. Советские деверсионные группы -пограничники полковника Жукова, разведотряды стрелковых полков, лыжные батальоны дивизий и партизаны заполярья, просто хозяйничали в немецких тылах, нанося противнику очень большой урон в живой силе и технике. Всё это как-то не вяжется с немецкой пунктуальностью и педантичностью.
    А сентябрьские ночи в заполярье такие тёмные, что я сам как-то, в 2008 году, находясь в Вуориярви, чуть было не на ощупь добирался из бани к домику, забыв взять с собой фонарик.


Немецкая наблюдательная вышка на вершине безымянной высоты. Западный берег оз Нижний Верман.
     Пробираясь несколько часов по камням укрытых мхами и по болотам с морошкой я почти уже подошёл к военной грунтовой дороге Кандалакша-Алакуртти, как неожиданно вышел на поляну с очевидными следами боя.
Немецкие позиции на западном берегу р. Средний Верман в районе военной дороги.
На месте боя одного из подразделений 122 стр. дивизии на западном берегу р. Средний Верман. Район военной автодороги. Предположительное время боя 6-14 сентября 1941 года.
Поле боя. Разбитая полуторка ГАЗ-АА недалеко от военной автодороги. 10.09.41 , 7 пехотный полк СС прорвался к реке Средний Верман. Огнём 1 батареи 369 гаубичного артполка 122стр.див.  противник был рассеян.
Вокруг стволов берёз «военными археологами» был содран мох и рядом лежали сложенные кучками фрагменты советских противогазов и патронташей. Недалеко на пеньке торчала немецкая мина «лягушка» выдавая себя ощетинившимися усиками, а в неглубоком приямке были свалены «раздетые» и смятые кабины грузовиков «ГАЗ-А».

Немецкая мина - лягушка. При касании подпрыгивает на 1 метр и разрывается со шрапнелью.
Это был передний край рубежа «Верман» образовывавший узел сопротивления непосредственно перед автомобильным мостом через р. Средний Верман.

Перейдя грунтовую дорогу, через километр у реки,  я наткнулся на пустующий лагерь копателей, о чём свидетельствовал сваленный у деревянных скамеек лом военного происхождения, а также повсюду изрытый мох, оголивший прогнившие консервные банки.
Здесь, вдоль реки, когда-то проходила просёлочная дорога. Сама дорога уже давно поросла кустами и совсем не прослеживалась, но сваи от моста через ручей выдавали её давнее существование. На советской карте 1936 года эта дорога была обозначена.

Сваи некогда существовавшего моста через ручей. На заднем плане река Средний Верман.
До шоссе оставалось несколько километров, но чтобы перейти на противоположный берег р. Средний Верман необходимо было найти перекат или порог. В данном месте река была глубокой и в брод не преодолимой.

Река Средний Верман не везде преодолима в брод.
К семи вечера мне удалось дойти до велосипеда и на нём вернуться в Алакуртти, преодолев по шоссе путь в 24 км.

Мой маршрут вокруг озера Нижний Верман.


   2017 год, 22 июня.

   На Мемориале "Рубеж Верман" проходит церемония посвящённая очередной годовщине началу Великой Отечественной Войны. На мероприятии присутствовали представители администраций и разных организаций г. Кандалакша, п. Алакуртти, Полярных Зорь. 80-я Арктическая бригада выставила почётный воинский караул. Начальник штаба бригады произнёс речь.



80-я Арктическая бригада на церемонии посвящённой 76 годовщине начала Великой Отечественной Войны. 22 июня 2017 года.

Мемориал "Рубеж Верман". 22 июня 2017 года. Церемония посвящённая годовщине начала Великой Отечественной войны. 

Бойцы 80-й Арктической бригады на мемориале "Рубеж Верман". Фото 20.06.2017 г..

 


38 комментариев:

  1. Как всё изменилось, Миша. В советское время в школе №3 был 66-й газончик - я был преподавателем автодела в школе. С Иваном Качикиным и ребятами - школьниками вели раскопки в некоторых районах западного берега Н.Вермана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Михаил, спасибо за Вашу работу.

      Удалить
  2. Очень интересно.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. На этих рубежах в августе1941 погиб мой дядя Гайков Сергей Павлович, уроженец Смоленской области СпасДеменского района.Мы помним о нем и просто обязаны знать все что с ним связано.Вечная память героям.А Вам здоровья и большое уважение за Ваш труд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Младший сержант Гайков Сергей Павлович, погиб 03.08. 1941 года на Кайральском рубеже. Он воевал в 217 стр. полку 104 стр дивизии, что держал оборону близ озера Апаярви. Этим событиям посвящена статья "В Кайральских лесах" http://lubimeg.blogspot.ru/2016/10/2014-2016.html.

      Удалить
    2. Михаил, здравствуйте. Прочитала Вашу статью "В Кайральских лесах" . Очень интересный материал. Подскажите, можно ли где- то узнать о месте захоронения Гайкова Сергея Павловича? В ОБД "Мемориал" первичное место захоронения - Кандалакшский р-н юго-западный берег гати. Может быть Вы знаете, было ли перезахоронение?

      Удалить
    3. Здравствуйте. 14.08.41г - это время подготовки немцев и финнов к наступлению. Гайков С.П. погиб в разведке. Фактически, у разведчиков шансов вернуться было мало. Противник усилил дозоры, увеличил число засад, солдатам запретили покидать окопы и позиции. Даже не уверен, что это было захоронение. Погибших скорее всего прикопали или оставили на поле боя.
      На счет перезахоронения. Поисковые отряды периодически, для отчетов производили эксгумации боевых захоронений. Никакой конкретной документации, строгого учета, систематизации и предания огласки для общественности, никогда ими не делалось. Сей факт вандализма не дает возможности разобраться в том, кто, откуда и куда был перезахоронен. Мемориальные плиты на мемориале в Алакуртти сквозят безнравственностью и невежественностью, поскольку на них перепутаны даты гибели, на них нет информации дающей возможность идентификации воинов по месту их гибели или эксгумации останков. Воины из разных захоронений, найденные за поисковый сезон, свалены в одну могилу. Так же, нет людей которые бы отвечали за увековечивание воинов и несли бы ответственность за невежественное и безнравственное отношение к производимым перезахоронениям. Все это указывает на безнравственность не только российской власти, но и общества в целом. За многие годы с окончания ВОВ мало кого вообще интересовало где погибли их родственники и в каком состоянии их могилы. Теперь мы стоим перед результатом - бескультурье всего российского общества.

      Удалить
    4. Спасибо. Все это очень грустно

      Удалить
  4. Здравствуйте!Спасибо вам большое!Очень интересно и всегда хотел посмотреть на эти места! В этих местах воевал мой дед Тяпуев Евгений Афанасьевич в составе 122 стрелковой дивизии 715с.п. 9.9.1944 был ранен в бою за высоту"с горизонталью 220",взял в плен немца за что был награжден орденом Славы 3 степени.К сожалению дед уже умер и подробностей того боя я не знаю.Не могли бы вы подсказать где можно найти информацию о том бое и вообще воспоминания ветеранов 715 стрелкового полка,если такие вообще имеется,и нет ли у вас фото той высоты?Спасибо)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Всё это печально, хотелось бы узнавать подробности тех событий и получать фото их участников от самих родственников. С времён тех событий прошло 73 года,... .
      Первое что Вам надо сделать, это зайти на портал "Подвиг народа" и найти наградной лист на Тяпуева Е. А. Из него вы подчерпнёте детали которых нет ни в одной книге. А если вас интересует объективная сторона тех событий, то посмотрите наградные листы на всех воинов 715-го стрелкового полка за сентябрь 1944 года. Уверен, что по данному эпизоду там обнаружится несколько наградных листов на разных воинов.
      Также, можно обратиться в министерство обороны с просьбой помочь родственнику с тактическими материалами (картами) по началу освобождения Советского Заполярья на Кандалакшском направлении 9 сентября 1944 года Первые бои 715 стр. полка 122 стрелковой дивизии завязались у опорных пунктов 163-й немецкой пехотной дивизии в районе г. Тюртойва - высота 220. Кстати, там же находится пункт погребения воинов 122 стр. дивизии, останки которых члены поисковых отрядов выкапывали на протяжении десятилетий с некоторой регулярностью для отчётности о своей работе, и перезахоранивали как неизвестных солдат на мемориальные кладбища в с. Алакуртти и Зареченск. Надеюсь, что вы поделитесь со мной полученными материалами.

      Удалить
  5. Спасибо Михаил!)На сайте "подвиг народа" я нашел наградной лист еше в 2012 году.Моей радости не было предела когда я наконец узнал в каком подразделении и где воевал мой дед.И с этого момента я начал собирать информацию о его боевом пути. Есть такой сайт "память народа" там я нашел карту и кое какие штабные сводки относительно того сентябрьского боя)Так что кое какой информацией я немного обладаю.Просто хотел у вас как у человека более углубленного историей тех событий узнать,вдруг вы обладаете еще какими-нибудь сведениями.У меня есть вырезка из районной газеты датированая 1973 годом,где написана статья-рассказ как я понимаю с его слов о событиях того сентябрьского боя 1944 за высоту 220.Если вас интересует его рассказ мог бы с удовольсвием вам его предоставить.С уважением!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любые ваши сведения и информация будут дополнением к истории боевых действий на Кандалакшском направлении. Район выс. Тюртойва находится на значительном удалении от Алакуртти и Зареченска. Основной мой способ передвижения велосипед, и следовательно, в те края мне добраться сложно. Самое дальнее - добирался до переправы 715 стр. полка через Тунтсайоки в районе выс. Войтитундра (там был очередной опорный пункт немцев).
      Найдите книгу Петра Бограда "От Заполярья до Венгрии". В то время он служил в штабе 122 стр. дивизии.

      Удалить
    2. Спасибо!Обязательно прочту!)Вот ссылка на вырезку из газеты. К сожалению только фото газеты,но вполне можно прочитать: https://vk.com/photo30106836_456239298

      Удалить
  6. Доброго времени суток, уважаемый Михаил. Я турист-водник, был середине 1990-х на озере Толванд. В его юго-восточной части встретил пожарного сторожа, как помню, он так представлялся, Бориса Поликарповича. Так вот он нам указал, что на западном берегу оз. Толванд, на горе, лежит самолёт. На карте не обозначал, помню очень приблизительно. Далее, южнее оз. Толванд, на маршруте до Визиярви мы видели дороги, каски наших, но не углублялись. И ещё: передвигаться там лучше водой, совместив лодку с пешими вылазками. Сергей sbpavlov@rambler.ru

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо вам, Михаил, за поисковые труды, подробные статьи и фотографии! Мой прадед сражался в этих суровых землях; с войны, слава Богу, вернулся - израненным, но живым. Сведений о нем было немного и потому ваши очерки - неоценимый вклад в историю и нашей семьи тоже.

    ОтветитьУдалить
  8. Бродили там на нижнем Вермане,вдоль реки до озера,по западной стороне, в 2001 году. Не имея спецнавыков и опыта,все же нашли уйму немецких боеприпасов,в отличном состоянии, для разного вооружения,множество укрепрайонов и блиндажей,как засыпаных,так и затопленных ... Уверен что там до сих пор все так же как и было. Не очень поисковики западный берег любят. Кстати, вынесли оттуда только коробочку патронов для Вальтера ,изготовленную в 1939году и в отличнейшем состоянии. Найдена была в одном из многочисленных блиндажей.

    ОтветитьУдалить
  9. Я служил в г.кандалакше в 1967-1969 в/ч 71216 в 639 отдельном сапёрном батальоне.В1968 году наша 1я рота была на разминировании у озера Нижний верман.Прочитал статью Михаила Грабовского и посмотрел фото и вернулся в те далёкие годы и узнал знакомые места.На разминировнии мы были с мая по октябрь.4 человека были награждены,еф.Заостровцев м.за боевые заслуги.серж.Самылкин м.за отвагу,с-лет.Первовский орден Красной звезды,кап,Кум мед. за отвагу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за комментарий. Хочу вас попросить написать о том как происходило разминирование "Рубежа Верман" и ваши впечатления. Будет интересно узнать, за какие боевые заслуги ваши сослуживцы получили награды. Это очень важно и ценно для истории Алакуртти.

      Удалить
    2. Я нашел своего деда. Шаманина (Шамянина)В.В. 1905-1941. Большое спасибо за проделанную работу!!!!

      Удалить
    3. Очень интересно, сейчас в ходе поисковых работ было поднято 47 бойцов и 12 медальонов. Сейчас ведется работа по установлению личности погибших.

      Удалить
    4. Ничего не установите, поскольку в вашей работе отсутствует системность и методичность. А также, вы (поисковые организации) все далеки от понимания хода боевых действий в этом районе и совершенно не знаете истории. За многие годы поисковых работ на кандалакшском направлении вами (поисковиками) было вывезено множество военных артефактов, которые могли бы пролить свет на многие детали боёв (исторические факты), а теперь бесследно утрачены. Безответственное "перезахоронение" останков советских воинов привело к утрате возможности их общей идентификации (группами). Каждый год останки с разных мест захораниваются в одном гробу в одной могиле без указания места и числа эксгумированных воинов. На воинских мемориалах послевоенного времени царит полный бардак. Вся работа поисковых объединений России по совокупности является варварством.
      Особо огорчило безучастное участие Русского Географического Общества в прикрытие сбора и вывоза за пределы района военных артефактов в июне 2019 года. При этом, от них не последовало никаких статей и комментариев по обнаруженным артефактам, а именно деталям танковых боёв с 1 по 6 июля 1941 года на Куолаярвском приграничном рубеже обороны. Тогда части 715 сп 122 стр. дивизии вели на государственной границе бои с 7-м полком СС Группы "Север".

      Удалить
    5. Добрый день.Изучили район высоты 366. Конкретно прошли по позициям и прошли всю высоту.На самой высоте нет особых следов боя настрела почти нет,осколком так же почти нет. А вот у подножья ближе к верхнему Верхнему Верману и со стороны р.Войты и по старой дороге от г.Лысая бои шли. Нашли позиции арт.дивизионов 150мм sFH 18 ,LefH 18 10.5 см . Они в 1941 выбивали с высоты 366. И закидывали снаряды на позиции наших бойцов на позициях обороны оз.верхний Верман.
      Вопрос возник, при изучении архивов . И вообще хотели понять, почему всем нужна была, именно эта высота.

      Удалить
  10. Спасибо! А не можете подсказать, каково состояние могил в квадрате 4406-6 район "Переправа"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В квадрате 4406 -6 должно находиться кладбище 77 омсб. В начале 2000 на каких-то кладбищах в районе Каменные горы -Верхний Верман бывший глава сельской администрации С.М. Оленич устанавливал диабазовые плиты. Но сами могилы утрачены, поскольку за ними никто никогда не следил и здешние военные кладбища никто не поддерживал. Дощечки с фамилиями утрачены точно.

      Удалить
  11. Не понимаю ни поисковиков,ни наше правительство. Всех не в поисковых отрядов относят к черным копателям. Вместо того чтобы сотрудничать с ними,их сдают. Не думают,что пройдет еще 10 лет и копать будет нечего. Ни хабара ,ни останков. Пока есть что копать - надо копать. Время,почва,болота ничего не пощадят. Или руководители Вермана думают,что занимаясь поиском в свободное от работы время они обследуют все кандалакшское направление? Да вокруг только алакуртти мест для обследования уйма. Разгребать и разгребать сменные позиции, которые засыпаны мусором в 60-70-е года причем судя по мусору и устроеным свалкам ,занимались этим безобразием войсковые части.

    ОтветитьУдалить
  12. А насчет неизвестных солдат. Где гарантии того,что находят по вов останки? А не по финской войне? Ведь давно известно что начиная от карелии и заканчивая мурманском все наступления и отступления проходили по одним и тем же маршрутам.занимались позиции которые были еще и в 39 - том.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Места боев 1939-40 годов отслеживаются достаточно легко, по отстрелу. Гильзы мосинок в Зимнюю Войну имели датировку начала 30-х годов (1932), а в начале ВОВ 1939-40.
      Да и основные сражения финляндской компании проходили под Кемиярви (Финляндия), а не на нашей территории.
      А что на счет хабара, то для меня он имеет значение как свидетельство событий, характеризующий интенсивность боя, применяемое вооружение, организацию боя. И обидно, когда место боя молчит. Особенно, когда здесь погибло много людей и совершались героические поступки.

      Удалить
  13. Очень плохо, что руководители Вермана ,вместо того чтобы включать обиженку,лучше бы шли на контакт. Иногда полезно засунуть свою гордость и амбиции в одно место. Если уж пошли по данной тропе то надо идти до конца

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное здесь нет обид. У меня сложилось впечатление, что люди получившие такое право от государства начинают себя мнить хозяевами, внушая себе безупречность и правоту во всех своих проявлениях. Но проблема в том, что культура - это уважение к прошлому, продолжение традиций предков, бережное и бескорыстное отношение к артефактам прошлых времен, выявление и сохранение исторических фактов. К сожалению, в деятельности всех известных мне ВПО я не увидел уважения к нашей истории и бескорыстности.

      Удалить
    2. Как всегда и везде. Бывшие браконьеры становятся лесниками и охотоведами. Бывшие копатели становятся поисковиками. А привычки остаются прежними. И тут отношение двоякое к поисковикам в плане продажи найденых артефактов. Вроде и негативное, что на лево сбагривают, а с другой стороны свои затраты надо как то компенсировать. Финансирование многих поисковых отрядов вообще никакое. Многие кто не в теме верят байкам про баснословные деньги за военные артефакты. А на деле за весь этот хабар платят копейки тем,кто его нашел . В лучшем случае 50% от рыночной стоимости. Все думают поднимут немецкий крест и богач? Кому интересно посмотрите на аукционах . Крест можно за 2000-3000 рублей приобрести. Золото,серебро в основном по цене лома.

      Удалить
    3. Вы зря наверное акцентируете внимание на реализации военных артефактов. Это вообще не имеет никакого значения. Ценность военных артефактов в информативности. Положение в котором он найден, место его нахождения, состояние, являются отражением конкретного исторического события. Для детализации истории они являются объективными свидетелями, что очень важно. Но если артефакты изъять и поместить их в музей, ни как свидетельство конкретных событий в конкретном месте, а как оружие, боеприпасы или амуницию, то их ценность ничтожна, поскольку таких же было выпущено огромное количество. А в качестве свидетелей конкретных боев в конкретном месте они бесценны. Точно, как обычная безделица, принадлежавшая Великому человеку, приобретает особую ценность, поскольку она свидетельствует о вкусах и предпочтениях своего хозяина.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Михаил!
    Мой дядя, по линии мамы, Мельников Алексей Андреевич, ефрейтор, автоматчик роты автоматчиков, погиб на рубеже Верхний Верман 15.04.1944г. Последнее время я усиленно занималась поиском его места захоронения, так как в списке о потерях значится, что убит и остался на территории врага, а в другом случае, что погиб и остался в траншеях противника.
    Воевал он в 326СП, 21СД, до 01.03.1944г. в составе 7ОА занимали рубеж по реке Свирь. Награждён был медалью «За Отвагу», за взятие высоты Верблюд, это между Ладожским и Онежским озером. Эти данные я взяла из воспоминаний генерал-майора Петра Львовича Боград. Он пишет: высота должна была быть взята в честь 25 летия Великой Октябрьской Революции. Погибло в том бою очень много, но не все получили награды. В наградном листе указано, что именно за этот бой (атака началась7 ноября) 8-9 ноября 1942г. он одним из первых ворвался в окопы финнов, выхватил автомат и стал их расстреливать.
    Я к чему пишу это подробно? Как рассказывала мне бабушка и его сёстры, что его друзья по оружию присылали им письмо, в котором сообщалось, что они его похоронили между Ладожским и Онежским озером. И я была уверена, что так это и было. Но когда появилась информация на сайтах МО, вдруг обнаружилось, что он остался на территории врага. Я стала изучать боевой путь 326сп, 21сд и выяснилось, что с 01.03.1944г. 21сд была передана в распоряжение 19 армии. В одном из ответов вы пишите, что 21сд была переброшена на Кандалакшское направление в конце зимы 1944г. Мой дядя погиб 15.04.1944г. и в списках потерь значиться, что погиб он в Мурманской области, Кандалакшский район.
    Вот описание этого боя в журнале боевых действий 19 армии. Этот бой начался ещё 14 апреля. 15.04 рота автоматчиков 326сп и рота ОЛБ атаковала противника. Атака успеха не имела. Подразделения вынуждены были залечь, не достигнув вражеских траншей. Противник подверг залёгшие подразделения артобстрелу, выпустив до 700 снарядов и 120 мин. Противник дважды атаковал передний край нашей обороны в районе 4292-5-6. Атака была отбита. А в 17,45 налетели 24 немецких самолёта Ю-87, 4 ФВ-190 и начали сбрасывать бомбы 50-200кг. В этом бою 21 сд было убито 96 человек, из них 26 остались убитыми на поле боя на территории противника.
    Тех, кого могли подобрать похоронили: Мурманская обл. Кандалакшский р-он кв.4394 Алакуртти, кв.4595 или кв.4596.Кто умер от ран похоронили на с-з склоне высоты Пограничная. Когда я нашла на вашем фото братскую могилу и наша семья увидела на плите фамилию своего дяди, радости нашей семьи не было предела. Всё совпадает и звание, и ФИО и дата гибели, год рождения у него фактически 1921, а на памятнике 1923г. Но это точно он, так как в процессе поисков я очень много видела ошибок.
    Михаил, я вам так благодарна, что вы своей работой приносите радость нам потерявших своих родных в такой жестокой войне. Спасибо вам огромное за историю и дай вам бог здоровья.
    Мы, с дочерью, ещё раньше решили на майские праздники съездить на братскую могилу другого своего дяди (по линии отца). Братское захоронение находится 25 км. от Санкт-Петербурга. В Шушарах. Мы туда дозвонились, нам написали, когда будут проходить мероприятия и как добраться .Мы решили проехать и в Кандалакшу, если конечно не помешают обстоятельства. Для этого мы очень просим вас описать, как добраться до братского захоронения 88 км. Ходят ли автобусы, есть ли такси, где можно остановиться в Кандалакше. Бывают ли именно на 88 км. мероприятия в праздники. Хотелось бы конечно узнать ходит ли туда какой транспорт. Мне 77 лет.
    Да, ещё хотелось бы знать. когда образовалось на этом месте братское захоронение, действительно ли останки находятся здесь или, как вы пишете, остались где то в другой могиле. Кто и когда находил останки. В общем, вопросов много. На какие вопросы сможете ответить, напишите пожалуйста.
    С уважением: Суроедова Таисия Дмитриевна г.Волгодонск Ростовской обл.
    Мой телефон +79054500889 он привязан к Ватцапу, можете туда рассказать на звуковой файл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Таисия.

      На 88 км старой Алакурттинской дороги стоит мемориал памяти погибших советских воинов. На диабазовых черных плитах увековечены лишь некоторые советские воины. По какому принципу они были увековечены остается лишь догадываться. Могу предположить, что списки были предоставлены военкомом кандалакшского р-на для увековечивания по постановлению Советского правительства. Также, какие-то сведения сообщались ветеранами и были известны из истории той или иной воинской части. На самом деле, никому неизвестно, похоронен ли хотя бы один солдат на этом мемориале.
      Несколько "могил" с западной стороны мемориала присутствуют (реконструкция), но являются ли они на самом деле захоронениями воинов неизвестно.

      Что касается 21 стрелковой дивизии. По Приказу Командарма 19 Армии, 21 сд еще в марте 1944 выдвинулась с места дислокации к оз. Ахвеньярви, где на господствующей высоте располагались опорные пункты противника (169 пд Вермахта). В апреле, все три батальона 326 сп находились в боевом соприкосновении с противником.

      В середине марта 1944 командование Карельским фронтом планировало наступление на Кандалакшском направлении и усилило 19 Армию дополнительными дивизиями (127 лск, 67сд, 21сд). Командование рассчитывало на подписание перемирия с Финляндией, и как только, начать наступление. Но 18 апреля финны отказались подписывать перемирие с СССР и наступление не состоялось.

      В апреле 1944, в районе Алакуртти стояла суровая зима, снег до 2 метров и морозы. А немцы занимали господствующую высоту в несколько десятков метров с обустроенными из камней опорными пунктами.
      Зачем, спрашивается, командование 19 Армии бросило людей на верную смерть? За потери и невыполненное боевое задание наказание понесли командиры-исполнители, которым даже время не дали на подготовку.

      Район оз Ахвеньярви соответствует указанным вами квадратам 4595, 4596. Уверен, что ни один воин 21 сд не был похоронен на мемориале 88 км.
      У 21 сд было свое дивизионное кладбище (близ оз. Ахвеньярви и г. Пограничная), как и у всех других дивизий 19 Армии. В 80-х годах поисковый отряд "Поиск" под руководством А. Крячкова занимался уничтожением могил воинов 21 сд (эксгумировал останки из могил 21 сд без увековечивания).

      Воинские мемориалы, как в Алакуртти, так и на 88 км, на 102 км (создан в 1940 г как кладбище 273сп), в Кайралах, в Куолаярви, большей частью носят увековечивающий характер, и если там погребены советские воины, то уже в послевоенный период (при эксгумации найденных в лесах останков). Наличие ФИО воинов на мемориальных плитах этих мемориалов вовсе не означает их погребения в данном месте.

      Администрации села Алакуртти и г. Кандалакша организуют ежегодно мероприятия 9 мая, 22 июня и 14 сентября с посещением мемориалов. Автобусные поездки организуются из Алакуртти и из Кандалакши. Гостиница есть и в Алакуртти - "Тумча".
      Советую вам зайти на официальные сайты администраций Алакуртти и Кандалакши и связаться с ответственными сотрудниками, чтобы получить исчерпывающую информацию.

      Удалить
  15. Добрый день,Михаил! Спасибо за статью и проделанную Вами работу. Мой дед Неустроев Конон Лукич погиб 16 августа 1944 года в квадрате 4595 Кандалакшского района Мурманской области. В 2021 году мы посетили воинский мемориал на 88 км дороги Кандалакша-Аллакурти и были уверены, что прадед захоронен именно там, так как его данные есть в списках тех 910 бойцов. Прочитав ваш ответ на предыдущий комментарий я засомневалась в точном захоронении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Арина. 16 августа 1944 года, прибывшая на Кандалакшское направление ещё в феврале 21-я стрелковая дивизия сменяла в первом эшелоне 122-ю стрелковую дивизию. Все потери частей были вызваны налетами немецкой артиллерии. Ваш дед Неустроев Конон Лукич, погиб при обстреле наших позиций немецкой артиллерии.
      19 армия Карельского Фронта готовилась 9 сентября 1944г начать наступление. К этому времени 21-я стрелковая дивизия занимала позиции перед урочищем Сяркивара.
      Сожалею, но ваши сомнения вполне оправданы. У каждой дивизии на "Рубеже Верман" был свой пункт погребения. У дивизий которые здесь вели бои с 1941 года, пункты погребения находились близ железнодорожных станций и у автодороги в тылу наших войск (55км, ст. Ням-озеро, близ оз. Каменное и т.д.).
      У 21-й стрелковой дивизии пункт погребения находился в районе места гибели вашего деда (близ передовой). Это к СЗ от озера Верхний Верман.
      Мемориал "88-й км" никакого отношения к 21-й стрелковой дивизии (как и к другим) не имеет. После войны (50-е годы) одиночные и групповые могилы советских воинов исчезали с лица земли. Дивизионный пункт погребения 21-й стрелковой дивизии частично был разорен в 1989г. поисковиками группы "Поиск" из Кандалакши, которыми руководил А. Крячков. Теперь установить что-либо не представляется возможным. Поисковики на сотрудничество не идут, осознавая преступность своих деяний и скрывая истинные цели своей работы.
      Для создания иллюзии памяти благодарных потомков о павших советских воинах, создавались мемориалы с плитами на которых выборочно из сводок потерь наносили фамилии воинов из разных частей, погибших в разных местах в разное время.
      Мемориал "88км" был организован на трассе Кандалакша-Алакуртти уже после войны, как символ Победы. Какие-то могилы перед памятником есть, но нет уверенности, что это не импровизация. Мне известны фамилии воинов похороненных непосредственно на Рубеже Верман, но их имен нет на плитах этого мемориала, ровно как на местах их погребений можно увидеть ямы или отсутствие следов вообще.

      Удалить
  16. Надежда Стрелина20 апреля 2022 г. в 22:03

    Здравствуйте Михаил. Спасибо Вам за то, что Вы занимаетесь таким нужным и благородным делом. Дело в том, что в тех местах погиб мой дядя. Дома хранится письмо из части, в котором ,в частности написано: "Сообщаю Вам, что Ваш сын, Михаил Иванович Зайцев 14 июня 1944 года при обстреле неприятелем с самолета был убит в пути при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на братском кладбище развилки дороги Кандалакша-Алакуртти на 74 км, могила № 67." И ниже подпись: командир части 38680 Хартке.

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день. Спасибо за все, что Вы делаете. Мой прадед погиб в этих местах. Сластников Александр Фёдорович, 1907г.р. Призван из Вологодской области 23.06.1941, числится попавшим без вести, но в донесениях о потерях нет такой отметки. Бабушка сказала, что погиб в 1942 году. Очень надеюсь найти место захоронения или узнать больше о гибели.

    ОтветитьУдалить
  18. Михаил, здравствуйте!
    Благодарю Вас за такое важное дело, которому Вы посвящаете всего себя. Я собираю и изучаю фронтовые портсигары ВОВ. В мои руки попал интересный экземпляр, по теме вышеизложенной Вами. Текст на портсигаре - "Карельский фронт. 1943 22 км шоссе Кандалакша - Кулоярви. Не могли бы Вы рассказать, что там происходило в 43-м. Буду благодарен Вашему звонку по любому из мессенджеров. +38 067 4045970 Виктор Украина

    ОтветитьУдалить