Это было в 2008 году, когда я принимал участие в работе по строительству асфальтобетонного завода.
Наступила весна, к маю в Москве сошёл снег. К тому времени завод был уже собран, оставались только пусконаладочные работы и организация лаборатории.
В один из моих приездов на завод кто-то из рабочих обмолвился о вороньем гнезде устроенном на верхнем ярусе его конструкции.
Родители на своих местах - папаша бдит округу, мамаша на гнезде. |
На следующий день я приехал на завод уже с фотоаппаратом и поспешил забраться на высоту 30м, где на площадке маршевой лестницы вороны свили своё гнездо.
Папаша на страже своего гнезда. |
Моё любопытство явно не обрадовало воронье семейство. Правда, на тот момент мамаша не присутствовала, видно где-то искала пропитание, но папаша находился на страже и бдил округу.
Идиллия. |
Три воронёнка в гнезде. Самый маленький из них совсем слаб и обречён.. |
Атака на не прошенного гостя не заставила себя ждать. Вороны пикировали на меня, полностью отдавшись порыву инстинкта сохранения потомства и если бы потребовалось принесли бы себя в жертву. Не желая особо травмировать воронью психику я скоро удалился.
Через несколько дней, опять появившись на заводе , я был встречен вороньим криком. Вороны меня узнали и выражали неистовое недовольство моим появлением. Мамаша сразу же перешла к атаке, она садилась на провода по пути моего следования и обкаркивала меня только ей известными словами и выражениями.
Но искусство требует жертв и я опять поднялся наверх к гнезду.
Воронье гнездо на фоне градирен ТЭЦ. |
Вороны неистовали, но уже знали, что я не нанесу вреда их птенцам.
Гнездо было сделано из прутьев и электрических проводов. В него были вплетены разные тряпочки и верёвочки. Т.е. вход шёл любой доступный и технологичный строительный материал. Один из трёх птенцов сильно отставал в развитии от двух других и я знал, что он вскоре будет вытолкнут собратьями из гнезда. Но что поделаешь - у природы свои эволюционные законы, удерживающие мир в экологическом равновесии. Это у нас -людей, демагогия и показуха хитроумно интегрирована в понятие гуманизм, что в итоге обрекает нас на физическую и интеллектуальную деградацию. Настоящий гуманизм должен быть активным и он заключён в возможности творческой реализации личности в обществе.
Воронье гнездо на площадке бетоноцементного завода. |
Так началось моё наблюдение за гнездом ворон.
Со временем вороны ко мне привыкли и только ворчали недружелюбным покаркиванием, встречая меня у ворот завода.
Через неделю мелкого в гнезде уже не было.
В гнезде осталось два воронёнка. |
Воронята начали оперяться. |
Вид на Левобережную свалку (террикон отходов). За свалкой кладбище. |
Ворона занята своим потомством. |
Время текло неумолимо. Май подходил к концу. Воронята росли.
Воронята стали походить на маленьких ворон. |
Вороны ко мне привыкли. Воронята на гнезде становились подвижными, с интересом изучали окружающий мир. Но не позволяли сократить допустимую с ними дистанцию - спешили атаковать.
Наблюдательность развивает интеллект. |
По умным глазам воронёнка видно, что он оценил преимущество высокого полёта. |
Эти малыши не такие уж и беззащитные. Палец в рот им не суй. |
Но как только бдительная мамаша подлетала проконтролировать мои действия, так воронята сразу забывали о моём присутствии и дружно подпрыгивали в гнезде с открытыми ртами.
Самый сильный инстинкт. Давай есть! |
Прошло ещё пару недель и я снова приехал на завод. Где-то у забора лаяли собаки. Воронят в гнезде не было.
Пришлось сходить посмотреть на кого лают собаки. Вороны отчаянно отгоняли собак от воронёнка растерянно сидевшего у забора. Пришлось его поднять и посадить на опору. Как никак я тоже в ответе за эту живность. Но только до определённой степени. Природа не терпит вмешательства в её дела.
Восхитительные фотографии. И очень интересно видеть, как растут воронятки. Спасибо, Михаил.
ОтветитьУдалитьВороны - вредители. Надо было разорить гнездо.
ОтветитьУдалить