Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 26 декабря 2015 г.

Из Москвы в Питер за семь дней (день седьмой - Нева)

    Ранним утром 12 сентября теплоход "Константин Симонов" зашёл в р. Нева у города Шлиссельбург (Крепость Орешек), оставив за своей кормой Ладожское озеро. Тогда, спавших пассажиров разбудил грохот якорных цепей. Вся акватория реки была затянута плотным туманом и Санкт-Петербург не принимал суда. Оранжевое зарево, окрасившее туман и береговые постройки Шлиссельбурга, предвещало хорошую погоду. По расписанию, к 8-00 мы должны были придти в Санкт-Петербург и пришвартоваться на пристани "Уткина Заводь" (за "Большим Обуховским" вантовым мостом),  но было очевидным, что наш теплоход опаздывает на несколько часов.

Восход на Неве (Шлиссельбург). 12 сентября 2015 года.

Туман на утренней Неве. Суда на якоре. 

     Фарватер Невы был заставлен судами. Все ожидали когда развеется туман. Мне почему-то казалось, что мы  стоим где-то между Питером и Шлиссельбургом и я особо не вглядывался в туман за которым, как оказалось, скрывались стены древней русской крепости Орешек. Эта крепость была основана в 1323 году (объект всемирного наследия ЮНЕСКО). В тот же год, здесь состоялось подписание первого мирного договора между Королевством Швеция и Новгородской Республикой и проведено размежевание земель (первая граница).
   В 8-15 снялся с якоря и тронулся с места, стоявший перед нами, теплоход "Ленин". За ним последовал и наш "Константин Симонов".

Утренний туман у истока Невы. За туманом Шлиссельбург и крепость Орешек.

     С восходом солнца и прогревом акватории Невы туман быстро рассеивался. Когда отчётливо стали вырисовываться берега я внимательно всматривался во все постройки. Где-то здесь должна была показаться Невская Дубровка с её легендарным плацдармом - "Невский пятачок". Интуиция вовремя заставила меня взять в руки фотоаппарат и он сам нашёл объект съёмки - "Часовню памяти" (такие часовни устанавливают в местах воинской славы).

Невская Дубровка. Мемориал памяти защитников Ленинграда на "Невском пятачке". Поклонный крест и часовня из белого мрамора, освящённая в честь Георгия Победоносца (22.06.2011 г.).
      На правом берегу реки Нева появилась часовня из белого мрамора и деревянный поклонный крест. Сомнений не было - мы проплывали место переправы советских войск сентября 1941-42 гг. В начале войны немецкие войска не сумев сходу ворваться в Ленинград решили взять его в кольцо блокады. На левом берегу Невы сосредоточились части противника, намереваясь форсировать реку и соединиться с финскими войсками на Карельском перешейке. Тогда же, 5 сентября, на правом берегу заняла позиции 115-я стрелковая дивизия, которая в своё время ждала усиления для прорыва намечавшегося окружения в восточном направлении в сторону Мги. На усиление 115 сд к 20 сентября 1941 г. прибыла 4 отдельная стрелковая бригада морской пехоты. 1-я рота 4 ОСБМП (207 человек) была сформирована из юнг и курсантов валаамской школы боцманов, которая в ночь на 26 сентября переправилась на "невский пятачок" и вела там оборонительные бои. Разблокировать Ленинград тогда не удалось, но благодаря защитникам невского плацдарма у города оставался путь снабжения по Ладожскому озеру.
    За Невской Дубровкой показался Ладожский автомобильный мост (1980 г.). В октябре 1941 года у Невской Дубровки появились наши танки, которые предстояло переправить на левый берег к "невскому пяточку". Тогда их переправляли на собранных из металлических емкостей паромов. Во время прорыва блокады Ленинграда, в январе 1943 года, на месте где сейчас расположен Ладожский автомобильный мост была сооружена уникальная переправа для советских танков. В память о танкистах, форсировавших Неву в те январские дни и участвовавшим в прорыве блокады Ленинграда, на левом берегу у моста находится мемориальный комплекс (1983 г.) на площадке которого выставлены боевые машины (КВ-1, Т-37 и др.) и памятник танку Т-34-85 "Танк-прорыв". Здесь же находится музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда".

Ладожский автомобильный мост. Теплоход "Санкт-Петербург" на реке Нева.

    В 9-00 теплоход "Константин Симонов" прошёл под раздвижным пролётом Кузьминского железнодорожного моста. Горизонтальный пролёт моста поднимается по графику в сезон подъёма на Неве уровня воды.


Железнодорожный мост. Теплоход "Волга Дрим".

    Стоявшие у перил пассажиры любовались утренними невскими пейзажами. И тут, на правом берегу, из-за крон деревьев показались плотно рассаженные по много-ярусной кровле деревянные луковки храма (двадцать пять глав). Похожий храм мы видели в Кижах и увидеть подобное только уже в центре цивилизации было для всех неожиданностью. Воспринимался этот храм иначе, он был более приглаженным, обработан каким-то составом, лемехи на луковках были маловыразительными, и вообще, весь этот комплекс казался какой-то игрушкой. Возможно, что он не совсем удачно вписан в окрестный ландшафт, но для РПЦ важен сам храм, а не памятник культуры и искусства.
   В результате пожара, в 1963 году был потерян уникальный памятник русского деревянного зодчества - Покровская церковь на реке Вытегре. Церковь была построена в 1708 году и являлась предшественницей аналогичного храма в Кижах. Благодаря сделанным десятью годами ранее обмерам, после пожара был разработан проект его восстановления, но церковь построили только спустя десятилетия в "Усадьбе Богословка" на территории Невского лесопарка под Санкт-Петербургом.

Невский лесопарк. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (2008 год). Храм является копией Покровской церкви Вытегорского погоста (1708 г.) сгоревшей в 1963 году.

"Усадьба Богословка" в Невском лесопарке под Санкт-Петербургом.
   К 10-20 теплоход "Константин Симонов" вошёл в городские пределы северной столицы, где за Большим Обуховским вантовым мостом на правом берегу Невы находилась последняя пристань нашего круиза "Уткина Заводь". Это историческое место Санкт-Петербурга получило название "Уткина Заводь"от реки Утка (фин. Сорсайоки), впадающей в этом месте в Неву. Здесь издревле  находились поселения, а в XVIII веке, при Екатерине Великой появились кирпичные заводы.

Большой Обуховский вантовый мост. Нева. Санкт-Петербург.
Рейдовый водолазный катер "Высоцкий" (проект 1415) перед "Уткиной заводью".


Санкт-Петербург. Пристань "Уткина Заводь". Справа -причалы "Метеоров".


   В 10-30 теплоход "Константин Симонов" пришвартовался в Уткиной Заводи. Пассажирам на выбор предлагалось несколько экскурсий по городу. Я выбрал поездку в Кронштадт, а затем, после обеда в одном из ресторанов Санкт-Петербурга (Plazza Romano на площ. Александра Невского), платную прогулку на катере по каналам и рекам города.


Уткина Заводь. Вид на "Большой Обуховский" мост из окна каюты теплохода "Константин Симонов".

     К 11-00 наш автобус тронулся в сторону Кронштадта.  Кронштадт -это город-порт в самом городе Санкт-Петербург, расположенный на острове Котлин Финского залива. С 1983 года в Кронштадт стало возможным попасть и на автотранспорте по сооружённой вокруг Ленинграда кольцевой автодороге (КАД), проходящей через остров Котлин.
    Наш автобус подъезжал к заливу с юга. Воды Финского залива здесь были взмучены земснарядами, проводившими углубление дна, а у берега проводился намыв платформы пристани будущего многофункционального морского порта "Бронка".
    С КАДа в Финском заливе в были видны острова-форты с мощными бетонными фортификационными сооружениями. Большинство из фортов были разрушены. На южном форте №3 был виден памятник с красной звездой и возложенными к нему венками.

 Кронштадт. Северный форт №1.  Фортификационные сооружения в Финском заливе.
 Кронштадт. Форт №3-й южный, "Милютин". Фортификационные сооружения в Финском заливе.
Земснаряд "Александр Уваров" проводит дноуглубительные работы в Финском заливе у порта Бронка..
Строительство в Финском заливе многофункционального морского перегрузочного комплекса - порта Бронка.

      Остров Котлин на котором расположен Кронштадт был известен очень давно. Во время первого мирного договора между Новгородской Республикой и Королевством Швеция (Ореховский мирный договор 1323 года) была проведена и первая граница между двумя государствами. По Финскому заливу граница  как раз и проходила через остров Котлин. Во времена правительственного кризиса в Московском Царстве (приход новой династии русских царей Романовых 1613 гг) к Королевству Швеция отошли приграничные северные русские земли. В 1617 году остров Котлин стал шведским. Осенью 1703 года, Пётр I, понимая важность защиты устья Невы и будущей северной русской столицы, занял остров Котлин и начал возводить на ближайшем к фарватеру острове крепость (шведы на зиму вывели свои корабли). Постройка фортов-крепостей производилась на насыпных островах окружавших остров Котлин. Крепость Кронштадт была заложена Петром I в 1723 году. Тогда же Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.
      Наш автобус остановился на Макаровской улице близ Петровского парка (разбит на месте бывшей Арсенальной площади в 1839 г.). За парком вдоль южного берега острова располагались гавани. В 1841 году на его центральной аллее был открыт памятник основателю Кронштадта и победителю в Полтавском сражении - русскому Императору Петру I.
   В 2006 году в парке у Петровской гавани в день Военно-морского флота был открыт памятник "Героям Цусимского сражения 1905 г.". В 1904 году в Кронштадте и Ревеле была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра, которая в сентябре отправилась во Владивосток на усиление 1-й Порт-Артурской русской эскадры. В корейском проливе близ острова Цусима (Японское море)  2-я тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. Только трём русским кораблям удалось прорваться в Порт-Артур.
    Гуляя по набережной петровской гавани я стал свидетелем посадки экскурсионной группы на теплоход "Рапсодия-2", осуществлявшего поездки к фортам Кронштадта. К сожалению, это была не моя экскурсия. К 13-00 нас ждал автобус для поездки к Никольскому морскому собору, что находится на Якорной площади в центре города-крепости.
  Честно говоря, фотографировать в Петровской бухте было нечего. Причал гражданских судов находился в крайне ветхом состоянии, из его разрушившегося бетона везде торчали куски арматуры и складывалось впечатление, что он не восстанавливался со времён Великой Отечественной войны.

Памятник Петру I в Петровском парке Кронштадта (установлен 9 июля 1841 года).
Петровский парк в Кронштадте. Памятник героям Цусимского сражения 14-15 мая 1905 года.

Причал прогулочных судов в Петровской гавани. Посадка на теплоход "Рапсодия -2". Экскурсия к фортам Кронштадта.
Паром KESS на кронштадтском корабельном фарватере. Вид с набережной Петровской гавани.

Кронштадт. Петровская гавань.

Никольский морской собор в Кронштадте



    За считанные минуты наш автобус доехал от Макаровской улицы до Якорной площади Кронштадта, где показался большой и светлый, с золотыми куполами Никольский морской собор.
    Поскольку город-крепость Кронштадт ещё с петровских времён является главный военно-морской базой российского флота на Балтике, то конечно же, здесь должен быть Морской собор. Но высочайшее разрешение на постройку собора было получено лишь в 1897 году на месте Якорной площади. В 1903 году, в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова,  при закладке храма  был совершён молебен. Тогда же вокруг будущего собора был разбит сквер в котором император (Николай II) и его свита посадили молодые дубы. Освящение собора состоялось в июне 1913 года.
     На стенах первого этажа храма, по его периметру, вывешены 130 памятных досок из чёрного мрамора с выгравированными в позолоте именами павших в сражениях офицеров и священнослужителей, а также с указанием общего числа павших матросов. Это своего рода летопись боевых походов и сражений российского флота с указанием потерь и вечным поминовением павших. С 1929 года, в советское время,  постановлением Ленинградского областного Исполнительного комитета Морской собор был закрыт для верующих. Мраморные плиты поминающие погибших в сражениях русских моряков были демонтированы и использованы для разных технических нужд.
   К началу XXI века здание храма обветшало и представляло собой жалкое зрелище. В 2009 году после признания его аварийного состояния, на государственном уровне было принято решение о восстановлении Никольского морского собора. В 2013 году восстановленный храм был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца.
   12 сентября 2015 года, когда я впервые посетил Никольский морской собор, стояла ясная погода. Во все окна храма лился солнечный свет и от этого всё его внутреннее убранство казалось одним сплошным светящимся витражом, изобилующего золотыми красками и мрамором. На якорной площади постоянно останавливались экскурсионные автобусы и массы туристов шли в храм. Для большинства посетителей это было открытием. Люди ходили по храму и с интересом изучали его необычный интерьер. В отделке храма доминировал мрамор, а его внутреннее убранство было таким же светлым как и внешний вид с Якорной площади. Именно свет, воздушность и объёмность храма отличали его от тёмных, пахнущих воском и Мирой, нависавших над душами людей типовых православных церквей. Это был храм света.
   Стоял солнечный субботний день и сразу бросались в глаза яркие одежды новобрачных. Белую фату невесты нельзя было не заметить. Молодожёны стояли у входа в храм, ходили по площади и целовались у вечного огня.

Якорная площадь перед Никольским морским собором. Молодожёны у вечного огня.

Макаровский мост у Овражьего парка. Вид на Никольский морской собор.
Памятник вице-адмиралу С.О. Макарову (1913 г.) на Якорной площади в Кронштадте.
12 сентября 2015 г. Кронштадт. Якорная площадь. Морской собор святителя Николая Чудотворца (1913 г/2013г.).
Кронштадт. Вечный огонь на Якорной площади перед Никольским морским собором. 
Георгиевские ленточки на вратах Никольского морского собора.
Никольский морской собор в Кронштадте.
Никольский морской собор. Потолочная роспись над иконостасом и алтарём.
Никольский морской собор. Царские врата. Мраморный иконостас.
Никольский морской собор. Иконостас. Святые апостолы.

Никольский морской собор. Потолочная роспись.
Никольский морской собор. Галерея второго яруса с мраморными колонами.
Мраморные памятные плиты вечного поминовения погибших российских моряков и священнослужителей.

Никольский морской собор. Витражное панно "Распятие с предстоящими".

Санитарная обработка раки с частицей мощей православного святого.

Рака с частицей мощей преподобного Сергея Радонежского и рака с частицами мощей св. Елизаветы и Варвары.

Никольский морской собор. Потолочная роспись.

Никольский морской собор. Витраж "Деисус" .

Никольский Морской собор. Фреска "Святитель Николай Чудотворец спасает от потопления патриарха Афанасия".
Никольский морской собор. Заполнение записок о здравии.


Прогулка на катере по рекам и каналам Санкт-Петербурга 



   После обеда в ресторане Plazza Romano на площади Александра Невского, нашу группу повезли на экскурсию по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Автобус, свернув с Московского проспекта, высадил нас на набережной реки Фонтанка (16-20), где у дебаркадера нас уже ждал прогулочный катер.

Маршрут катера с экскурсией "Реки и каналы Санкт-Петербурга".
 

Река Фонтанка. Экскурсионные катера один за другим курсируют по каналам и рекам Санкт-Петербурга.

Река Фонтанка. Дебаркадер. Начало экскурсии "По рекам и каналам Санкт-Петербурга".

Река Фонтанка. Обуховский мост. Московский проспект.

     Пока пассажиры занимали свои места на открытой палубе катера мимо нас по Фонтанке, растянувшейся вереницей, один за другим  следовали другие прогулочные катера. Капитан нашего катера, первым делом, попросил всех пассажиров не вставать со своих мест, поскольку большинство мостов имеют низкие пролёты. Отплыв от дебаркадера мы заняли своё место среди других катеров. Свернув с Фонтанки в Крюков канал, мы поплыли вдоль тихой набережной. У поворота на канал Грибоедова показалась колокольня и купола Морского Богоявленского собора святителя Николая Чудотворца.

Крюков канал. Вид на Морской Богоявленский собор св. Николая Чудотворца (1762 г.). Справа канал Грибоедова.
 
Крюков канал. Санкт-Петербург.
Набережная Крюкова канала, 14. Доходный дом Р.Г. Веге (1912-14 гг.).

Набережная Крюкова канала, 14. Доходный дом Р.Г. Веге.

Санкт-Петербург. Крюков канал. Катер "Корвет-1" под мостом ул. Декабристов.

    Мосты под которыми проплывали катера и в самом деле были низкими. Высота некоторых пролётов мостов над уровнем воды не превышала 2,4 м. Плыть по узкому  каналу через исторический центр города было очень интересно. На набережной, у роскошных подъездов старинных особняков, стояли люди. Облокотившись на ограждение они смотрели на воду и на проплывающие катера. На одном из мостов показалась экстравагантная  фигура в чёрном плаще. Был ли это ряженный от какой-то экскурсионной фирмы или фанат образа Джека Воробъя, никто из нас так и не понял. Человек улыбался и помахивал рукой всем проходившим под ним катерам.

Поцелуев мост через р. Мойка. Кто это?

Набережная реки Мойки.
Парадный подъезд Двореца Юсуповых на Мойке.
Река Мойка. Вид на Исаакиевский собор.

Река Мойка. Почтамтский мост.

Набережная мойки, 80.
Набережные реки Мойка. Вид на Исаакиевский собр.
Набережная реки Мойки. Исаакиевский собор.

Набережная реки Мойки, 85. Здание Главного управления МЧС  по Санкт-Петербургу.

Невский проспект. Зелёный мост.

Набережная реки Мойки. Певческий мост.

Набережная Мойки, 24.

    Через 50 минут после начала плавания наш катер свернул с реки Мойки в Зимнюю канавку и пройдя под мостами у Эрмитажа вышел в Неву. На противоположной стороне красовалась Петропавловская крепость. На берегу Заячьего острова расположились отдыхающие. Некоторые даже купались.
   После Мойки и каналов широкая  река Нева создавала впечатление большой воды. Здесь текла своя жизнь. От причала Дворцовой набережной отошёл "Метеор"- "Конструктор Алексеев". Пройдя под Троицким мостом, он встал на подводное крыло и ушёл в глубокий отрыв. Тут и там, пересекая фарватер или обгоняя экскурсионные суда мчались всевозможные частные катера.
    Напротив Прачечного моста вереница экскурсионных судов сворачивала с Невы и заходила в реку Фонтанку.

Катера выходят в Неву с Зимней канавки. Дворцовая набережная. Здания Эрмитажного театра и Старого Эрмитажа.

Петропавловская крепость.

Нева. Вид на Петропавловскую крепость.

Дворцовая набережная Невы. Место свиданий.

Река Нева. Троицкий мост.

Причал "Метеоров" напротив Петропавловской крепости..  "Метеор" - "Конструктор Алексеев"

Река Нева. "Метеор" - "Конструктор Алексеев".

Река Нева. Троицкий мост.

Чёрный бумер на Неве. Прачечный мост над устьем Фонтанки.

Катера заходят с Невы в Фонтанку. Прачечный мост.
Прогулочный катер "Космос" на Фонтанке. Справа "Летний сад".
Прогулочный катер "Космос". Необычное место управление катером.
Речка Фонтанка. Вид на Кофейный домик в Летнем саду.

Речка Фонтанка. Пантелеймоновский мост. Вид на Инженерный замок.

Фонтанный дом. Набережная реки Фонтанки.
Аничков мост.  Невский проспект.

Река Фонтанка. Улица Ломоносова.

Река Фонтанка. Улица Ломоносова.

    К 18-00 экскурсия по каналам и рекам Санкт-Петербурга подошла к концу.
Автобус повёз нас к теплоходу "Константин Симонов" на прощальный ужин. На Невском проспекте мне бросилась в глаза вывеска "Дом Ужаса".

Невский проспект, 61. "Дом Ужаса".

   Подходил к концу последний день круиза Москва - Санкт-Петербург. В 20-00 состоялся прощальный ужин, после которого специальный автобус доставил пассажиров к станции метро "Пролетарская".
    Об организации круиза у меня осталось достаточно хорошее впечатление. Но здесь стоит отметить, что подобный отдых пассивен и скорее всего может быть интересен пожилым людям или парам ищущим уединения с хорошо организованными развлекательными мероприятиями.

Санкт-Петербург, Московский вокзал. Ночь с 12 на 13 сентября 2015 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий